Изготовление и укладка обмоток

 

Изготовление и укладка обмоток из круглых проводов. Изготовление и укладка обмоток осуществляются следующим образом: нарезается и заготавливается изоляция, наматываются катушечные группы (или фазы), изолируются пазы и в них укладываются проводники, распаиваются схемы и выводные концы и формируются лобовые части обмотки.

Катушечные группы наматывают на станках.

При ремонте обмотки сохраняют все ее параметры — шаг, число витков в пазу, диаметр провода. Для однослойных обмоток это не представляет трудностей. Равнокатушечная и концентрическая обмотки удобны при укладке. В двухслойных обмотках изготовление и укладка равнокатушечной обмотки достаточно просты и несложны для понимания. Обмотки машинной намотки более сложны и трудоемки при ручном изготовлении. Поэтому при ремонте одно-двухслойные концентрические обмотки заменяют на двухслойные равнокатушечные с сохранением диаметра и числа проводников в пазу. Производят расчет шага равнокатушечной обмотки и изменяют форму катушек.

Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете двухслойной концентрической обмотки

y = (yнб + yнм)/2,

где yнб и yнм — шаг соответственно наибольшей и наименьшей катушек двухслойной концентрической обмотки.

Шаг равнокатушечной обмотки при пересчете одно-, двухслойной концентрической обмотки

у=2(q+ 1),

где q — число пазов на полюс и фазу.

Конструкция одно-, двухслойных концентрических обмоток такова, что укорочение шага в них зависит только от q.

Намотанные обмотки передают на место укладки. В пазы устанавливают пазовую изоляцию, которую подгибают на краях, образовывая манжеты, препятствующие сдвигу ее при последующих операциях.

Изготовление и укладка обмоток из прямоугольного провода.Низковольтные обмотки статоров из прямоугольного провода повторному использованию не подлежат, так как восстановить межвитковую изоляцию эмалевого провода не возможно. Катушки для укладки в машину получают с заводов как запасные части или изготовляют на ремонтном предприятии.

Обмотки якорей из прямоугольного провода с эмалевой изоляцией не используются повторно. Если обмотка якоря имеет изоляцию в виде пленок толщиной 0,02…0,04 мм, то ее можно восстановить. Катушки извлекают из пазов, сохраняя форму, и снимают корпусную и витковую изоляцию. Затем катушки рихтуют и накладывают витковую изоляцию, обматывая пленками в полнахлеста каждый проводник. Проводники собирают в катушку и наматывают корпусную изоляцию.

Высоковольтные катушки используют повторно. Снимают старую корпусную и витковую изоляцию, наносят изоляцию вновь и укладывают катушки в статор. Удаление корпусной изоляции производят на станках.

После разрезания изоляции ее снимают, витки катушки раздвигают гармошкой и ножом снимают витковую изоляцию. Не допускают изменения формы витка. Затем на провод наматывают в полнахлеста витковую изоляцию из пленки толщиной 0,02... 0,04 мм. Витки катушки сдвигают вместе и наматывают корпусную изоляцию. Тип изоляции (термопластичная или термореактивная).