ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕОРИЯ ЭМОЦИЙ

Наш подход к проблеме эмоций целиком принадлежит павлов­скому направлению в изучении высшей нервной (психической) деятельности мозга. <...>

Информационная теория эмоций... не является ни только «фи­зиологической», ни только «психологической», ни тем более «ки­бернетической». Она неразрывно связана с павловским системным по своему характеру подходом к изучению высшей нервной (пси­хической) деятельности. Это означает, что теория, если она вер­на, должна быть в равной мере продуктивна и для анализа яв­лений, относимых к психологии эмоции, и при изучении мозговых механизмов эмоциональных реакций человека и животных <...>

В трудах Павлова мы находим указания на два фактора, не­разрывно связанные с вовлечением мозговых механизмов эмоций. Во-первых, это присущие организму потребности, влечения, отож­дествлявшиеся Павловым с врожденными (безусловными) реф­лексами. «Кто отделил бы, — писал Павлов, — в безусловных сложнейших рефлексах (инстинктах) физиологическое соматичес­кое от психического, т. е. от переживаний могучих эмоций голода, полового влечения, гнева и т. д.?» Однако Павлов понимал, что бесконечное многообразие мира человеческих эмоций не может быть сведено к набору врожденных (даже «сложнейших», даже жизненно важных) безусловных рефлексов. Более того, именно Павлов открыл тот ключевой механизм, благодаря которому в процесс условнорефлекторной деятельности (поведения) высших животных и человека вовлекается мозговой аппарат, ответствен­ный за формирование и реализацию эмоций <■•■>

На основании . . .опытов Павлов пришел к выводу о том, что под влиянием внешнего стереотипа повторяющихся воздействий в коре больших полушарий формируется устойчивая система внут­ренних нервных процессов, причем «образование, установка ди­намического стереотипа есть нервный труд чрезвычайно различной напряженности, смотря, конечно, по сложности системы раздра­жителей, с одной стороны, и по индивидуальности и состоянию животного, с другой».

«Нужно думать, — говорил Павлов с трибуны XIV Междуна­родного физиологического конгресса в Риме, — что нервные про­цессы полушарий при установке и поддержке динамического сте­реотипа есть то, что обыкновенно называется чувствами в их двух основных категориях — положительной и отрицательной, и в их огромной градации ннтенсивностей. Процессы установки стерео­типа, довершения установки, поддержки стереотипа и нарушений его и есть субъективно разнообразные положительные и отрица­тельные чувства, что всегда и было видно в двигательных реак­циях животного».

Эту павловскую идею несовпадения (рассогласования — ска-


жем мы сегодня) заготовленного мозгом внутреннего стереотипа с изменившимся внешним мы не раз встретим в той или иной мо­дификации у ряда авторов, обращавшихся к изучению эмо­ций <.. .>