Эволюция социальных коммуникаций

Выводы

  1. На основании исходных естественных (невербальный, вербальный) и искусственных (иконический, символьный) каналов в результате длительной эволюции с палеолита до наших дней сложились три рода коммуникации:устная, документная, электронная.
  2. Естественный язык и речь образуют единство,которое выполняет две сущностные функции: коммуникационнуюимыслительную;коммуникационная функция, в свою очередь, подразделяется на социально-временную,(социально-мнемическую) и социально-пространственнуюфункции. Сущностные функции проявляются в прикладных функциях языка и речи, которые выполняются ими в общественной жизни (социальном пространстве) и в личностном психическом пространстве.
  3. В наши дни ни одна сфера общественного производства, ни одна область социально-политической деятельности, ни одна отрасль культуры, ни одна сторона повседневного обыденного существования не обходятся без обращения к документам, без многообразного их использования. Если бы вдруг, допустим, исчезли бумажные носители текстов, человечество немедленно оказалось бы в состоянии первобытного варварства. Отсюда — зависимостьсовременной цивилизации от документной коммуникации.
  4. Все виды коммуникации страдают неустранимымикоммуникационными барьерами технического, психологического и социального характера. Эти барьеры можно разделить на шумы, имеющие естественное происхождение, и специально создаваемые помехи,например цензура. С шумами приходится мириться, с помехами нужно бороться.
  5. Олицетворением достоинств и опасностей электронной коммуникации в наши дни служит феномен Интернет. Интернет— глобальная социально коммуникационная компьютерная сеть, предназначенная для удовлетворения личностных и групповых коммуникационных потребностей за счет использования телекоммуникационных технологий. Метатеоретическое осмысление феномена Всемирной паутины требует обобщения философско-исторических, организационно-управленческих, этико-правовых, социальных и психологических аспектов, связанных с сущностными и прикладными функциями Интернет.
  6. Развитие коммуникационных каналов осуществляется до сих пор экстенсивно и закономернов соответствии законами:
    • законом кумуляции коммуникационных каналов (законом ККК);
    • законом симметрии коммуникационных каналов (законом СКК);
    • законом ускорения бифуркаций (закон ЗУБ).
  7. Существуют три точки зренияна соотношение традиционных и нетрадиционных каналов в будущем:
    • экстремистская— мультимедиа неизбежно вытеснит книгу, ибо новое всегда вытесняет старое;
    • консервативная— книга сохранит свое значение, потому что она антропоморфична (соответствует психофизиологическим возможностям восприятия смыслов человеком), укоренена в культуре, а литература как вид искусства отмереть не может;
    • компромиссная— в будущем будет достигнута гармония всех родов социальной коммуникации (устной, документной, электронной), поскольку у каждого есть свои преимущества и свои ограничения.
  8. Мы живем в переходной периодот эры господства документной коммуникации к эре электронной мультимедийной коммуникации.
  9. Terra incognita в проблематике коммуникационных каналов зависит от прогресса в области лингвистики, психологии, культурологии, информатики.

Гипотеза лингвистической относительности Сепира―Уорфа более полувека обсуждается применительно к устной коммуникации. Остается открытым вопрос о национальной относительности в письменных языках, т. е. в документной коммуникации, и в мультимедийных средствах электронной коммуникации.

Как относиться к межъязыковым коммуникационным барьерам:как к вредному пережитку, унаследованному от феодальной палеокультуры, или как к средству самозащиты малых народов от информационной агрессии развитых стран?

Каковы перспективы интерлингвистики в XXI веке? Возможно ли подлинное художественное творчество на искусственном языке?Ведь поэтическое вдохновение, по словам Б. Л. Пастернака, состоит в том, что "язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека, и весь становится музыкой" (индивидуально-языковая функция). Вместе с тем, как показывает опыт эсперанто, нет проблем для перевода с естественного языка на искусственный язык, т. е. выполнении социально-языковой функции.

Не решена проблема семантического поиска документов, шире — текстов, зафиксированных на каком-либо носителе, ибо нет надежных и операционных критериев релевантности (смысловой близости) высказываний на естественном языке.

На вопрос "что и как читать?" даются противоположные (антиномические) советы. Культура чтения не разработана дальше тривиальных рекомендаций для учащихся средней школы. Нельзя ли использовать электронную коммуникация, чтобы облегчить доступ к смысловому содержанию произведений печати?

Подлинной "неведомой землей" является область парапсихологии,к которой относятся телепатия и ясновидение (антиципация). Телепатия — мысленная коммуникация между коммуникантом — индуктором и реципиентом — приемником. Ясновидение — получение сообщений из будущего. Известны многочисленные факты парапсихологической коммуникации, но научного объяснения им нет. Являются ли телепатия и ясновидение рудиментными коммуникационными способностями, которые существовали до появления вербального канала или, напротив, они свидетельствуют о формировании нового естественного коммуникационного канала, которым будут пользоваться будущие "сверхчеловеки"?

Привлекательной чертой Всемирной сети Интернет являются ее демократичность и открытость для самовыражения индивидуальной личности. Но фактически эти черты — иллюзия. На самом деле клиент Сети может делать только то, что разрешено профессионалами-программистами. Складывается ситуация, когда посетитель виртуального пространства ищет спасения от порабощения его личности чуждыми ему социальными структурами в реальном мире, а попадает во "всемирную паутину", сотканную этими же структурами. Возможна ли подлинная свобода духовной деятельности клиента искусственных коммуникационных систем?

Предметом оживленных дискуссий является судьба книгив постнеокультурном обществе, в частности, конкуренция книжных кодексов и видеокассет, печатного слова и мультимедиа, чтения и телесмотрения.

Литература

  1. Гойхман О. Я., Надеина Т. М. Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов. — М.: ИНФРА-М, 1997. ― 272 с.
  2. Горелов И. Н., Седов К. Ф. Основы психолингвистики: Учеб. пособие. — М.: Лабиринт, 1997. — 221 с.
  3. Дайсон Э. Жизнь в эпоху Интернета. — М.: Бизнес и компьютер, 1998. ― 400 с.
  4. Земляпова Л. М. Современная американская коммуникативистика: Теоретические концепции, проблемы, прогнозы. — М.: Изд-во МГУ, 1995. ― 270 с.
  5. Колкер Б. Г. Учебник языка эсперанто: Основной курс. — М.: Наука, 1992. ― 160 с.
  6. Колшанский Г. В. Коммуникативная функция и структура языка. ― М.: Наука, 1985. ― 175 с.
  7. Колшанский Г. В. Паралингвистика. — М.: Наука, 1974. — 81 с.
  8. Кузнецов С. Н. Теоретические основы интерлингвистики. М.: Изд-во Ун-та дружбы народов, 1987. — 207 с.
  9. Культура русской речи: Учебник для вузов. — М.: Норма-Инфра, 1999. ― 560 с.
  10. Мечковская Н. Б. Социальная лингвистика: Учеб. пособие. ― 2-е изд. ― М.: Аспект Пресс, 1996. ― 207 с.
  11. Мечковская Н. Б. Язык и религия: Пособие для студентов гуманитарных вузов. — М.: Агентство "Фаир", 1998. — 352 с.
  12. Поварнин С.И. Как читать книги. — М.: Книга, 1978. — 53 с.
  13. Сапунова В. Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. — М.: Ось-89,1997, ― 160 с.
  14. Свадост Э. Как возникнет всеобщий язык? — М.: Наука, 1968. ― 328 с.
  15. Скворцов Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М.: Наука, 1980. ― 352 с.
  16. Сорокин Ю. Я. Психолингвистические аспекты изучения текста. ― М.: Наука, 1985. ― 168 с.
  17. Усыскин Г. С. Очерки истории российского туризма. — СПб.: Торговый Дом "Герда", 2000. ― 224 с.
  18. Язык и массовая коммуникация. Социолингвистическое исследование. — М.: Наука, 1984.—277 с.