Виды, уровни и формы коммуникационной деятельности
В качестве коммуникантов и реципиентов могут выступать три субъекта, относящиеся к разным уровням социальной структуры: индивидуальная личность (И), социальная группа (Г), массовая совокупность (М). Они могут взаимодействовать друг с другом, например И — И, Г — Г, М — М, или между собой, например И — Г, И — М, Г — М и т. д. Абстрактно говоря, получается 9 видов социальных коммуникаций. Но этого мало. Как показано в разделе 2.1, коммуникационные действия могут осуществляться в форме подражания, диалога, управления. Диалог есть взаимодействие равноправных партнеров, которое возможно между субъектами одинакового социального уровня, а не разных уровней, ибо разноуровневые субъекты, например И и М, не являются равноправными. Между разноуровневыми субъектами может быть подражание или управление, но не диалог равных участников.
Примем следующие обозначения. Те виды коммуникационной деятельности, где в качестве активного, целенаправленного субъекта выступает И, либо Г, либо М, будем называть соответственно микрокоммуникацией, мидикоммуникацией, макрокоммуникацией. Те виды, где И, либо Г, либо М выступают в роли объекта воздействия назовем соответственно межличностной, групповой и массовой коммуникацией, понимая под ними уровни социальных коммуникаций. Получившаяся двумерная классификация видов и уровней коммуникационной деятельности представлена на рис. 2.2.
Как следует из рис. 2.2, можно выделить 7 форм микрокоммуникации, 5 форм мидикоммуникации и 3 формы макрокоммуникации. Каждая из форм проявляется на межличностном, групповом, массовом уровне. Систематизируем и обозначим получившиеся 15 форм коммуникационной деятельности в виде таблицы 2.1.
Для полноты картины возможных форм коммуникационной деятельности следует учесть квазикоммуникацию,когда коммуникант обращается к воображаемому субъекту и обретает ощущение диалога с ним. Сюда относится феномен фетишизации,который Н. Д. Кондратьев описывал следующим образом: "людям начинает казаться, что вещи обладают особыми сверхъестественными свойствами быть ценностью, обладать прерогативами святости, величия, источника права и т. п. Иначе говоря, люди начинают наделять вещи физически не присущими им значительными свойствами, подобно тому, как дикари приписывали свойства всесильного божества истуканам". Сотворение всевозможных "кумиров", культ вождей и т. д. в конечном счете имеет целью создание всезнающего и всемогущего "квазикоммуникационного" партнера.
Теперь рассмотрим более подробно перечисленные формы коммуникационной деятельности, распределив их по видам социальной коммуникации: микро-, миди-, макрокоммуникация.
Условные обозначения:
И — индивид;
Г — группа;
М — массовая совокупность;
Р — реципиент;
К — коммуникант;
п — подражание; д — диалог; у — управление.
Рис. 2.2. Виды и уровни коммуникационной деятельности
Таблица 2.1. Формы коммуникационной деятельности
№№ п/п | Вид коммуник. | Уровень Коммуник. | Условные обозначения | Наименование |
1. | микро | межлич. | И п И | копирование образца |
2. | микро | межлич. | И д И | Беседа |
3. | микро | межлич. | И у И | Команда |
4. | микро | групп. | И п Г | референция (референтная группа) |
5. | микро | групп. | И у Г | руководство коллективом |
6. | микро | масс. | И п М | социализация |
7. | микро | масс. | И у М | авторитаризм |
8. | миди | групп. | Г п Г | Мода |
9. | миди | групп. | Г д Г | переговоры |
10. | миди | групп. | Г у Г | групповая иерархия |
11. | миди | масс. | Г п М | адаптация к среде |
12. | миди | масс. | Г у М | руководство обществом |
13. | макро | масс | М п М | заимствование достижений |
14. | макро | масс. | М д М | взаимодействие культур |
15. | макро | масс. | М у М | информационная агрессия |