Коммуникационная деятельность и общение

Выводы

1. Понятие социальной коммуникации является межнаучным.В его разработке участвуют науки: герменевтика, лингвистика, логика, психология, социология, философия, эстетика, но главную роль должна сыграть обобщающая метатеория социальной коммуникации(МТСК), для которой это понятие является базовой научной категорией, служащей отправной точкой и основой для метатеоретического исследования

2. Научным результатом главы 1 являются следующие основополагающие понятия:

Коммуникациявообще — это опосредованное и целесообразное взаимодействие двух субъектов.

В зависимости от пространственно-временной среды различаются четыре типа коммуникации: материальная, генетическая, психическая, социальная.Три последних образуют класс смысловой коммуникации.

Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.

Смыслы, движущиеся в социальном времени и пространстве от коммуниканта к реципиенту, представляют собой знания, умения, стимулы, эмоции.

Социальное пространство— интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними.

Социальное время— интуитивно ощущаемое людьми течение социальной жизни, зависящее от интенсивности социальных изменений.

Социальная коммуникация, как правило, имеет материальную,чувственно воспринимаемую форму и духовноеумопостигаемое содержание.

3. Поскольку социальная коммуникация представляет собой движение смыслов в социальном времени и в социальном пространстве, напрашивается разделение движения в пространстве и движения во времени, которые, очевидно, не совпадают и имеют свою специфику. Будем рассматривать эти движения отдельно и назовем движение смыслов в социальном пространстве диатопной, коммуникационно-пространственной, или просто коммуникационной деятельностью,а движение смыслов в социальном времени — социальной памятью,коммуникационно-временной, диахронической или мнемической деятельностью. Вместе с тем нужно всегда иметь в виду закон:коммуникационная деятельность и память — две стороны одной медали, именуемой "коммуникация".

4. Terra incognita. Метатеория социальной коммуникации, являясь обобщающей наукой, зависит от уровня разработанности коммуникационной проблематики в других научных дисциплинах и теориях. Материал главы 1 показывает неразработанность двух фундаментальных философских проблем:

Проблема смысла: как связаны мысль и мозг?

Проблема понимания: каким образом происходит опредмечивание и распредмечивание смыслов? Как внутриличностная коммуникация преобразуется во внешнюю социальную коммуникацию, и наоборот?

Литература

  1. Агафонов А. Ю. Человек как смысловая модель мира. — Самара: Изд. дом "Бахрах-М", 2000. — 336 с.
  2. Бурдье П. Начала. ― М., 1994. ― С. 181―207.
  3. Знаков В. В. Понимание в познании и общении. — М.: Ин-т психологии РАН, 1994. ― 237 с.
  4. Конецкая В. П. Социология коммуникации: Учебник. — М.: Междунар. ун-т бизнеса и управления, 1997. — 304 с.
  5. Лосев А. Ф. Проблема смысла и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1995. ― 320 с.
  6. Павиленис Р. И. Проблема смысла. Современный логико-философский анализ языка. — М.: Мысль. 1983. — 286 с.
  7. Петров Л. В. Массовая коммуникация и культура. Введение в теорию и историю. — СПб., 1999. — С. 15—34.
  8. Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. ― СПб., 1996. ― С. 17 ― 43; 201 ―228.
  9. Чернышев С. Б. Смысл. Периодическая система его элементов. ― М., 1993. ― 223 с.