Консенсусная стратегия.

Групповое лидерство на основе консенсуса.

 

Формирование эффективной группы как предпринимательской единицы организации можно представить идентичным процессу становления консенсуса в этой группе. Действительно, сущность группы, ее миссия, характерные для членов этой группы взгляды, образы мыслей, ценностные ориентации, наконец, приобретаемый опыт и групповые знания выражаются в общей системе принятых представлений, которые лежат в основе консенсуса данной группы коллективных ее представлений. На самом деле в этом случае мы говорим о том, что вся группа что-то принимает коллективно и одобряет. Речь идет о наборе оценок положений и подходов, которые передаются новым членам группы как последователям ее ценностей.

Вырабатывается основа «правильного понимания ситуации». Элементы лидерства остаются прежними: лидер, последователи, группа, ситуация, задача.

Меняется их приоритетные роли и содержание прежде всего таких элементов как ситуация, последователи и лидер. И добавляется групповом лидерстве еще один элемент – адаптация к внешней среде.

Иначе говоря, лидер, создавая группу, должен осмыслить ее «Параметры» с учетом особенностей выживания в условиях конкурентной среды. Любая система вынуждена приспосабливаться к изменению своей среды «обитания». Такое приспособление носит цикличный характер. Группа как система коллективных представлений обладает консенсусом. Цикл приспособлений такой группы включает выработку коллективных (групповых) представлений:

- о стратегии: достижения консенсуса в отношении главных задач и функций, включая неформальные

- о целях: достижение консенсуса при определении конкретных желаемых результатов работы.

- о средствах: достижение консенсуса при определении организационной структуры, оплаты труда, стиле лидерства, разделении труда.

- об оценках: достижение консенсуса при определении критериев оценки работы всей группы (индивидуальные критерии отсутствуют, если достигается коллективное представление о критериях работы группы)

- о контроле: достижение консенсуса о коррекции целей, что о стратегии исправления при отношениях от целей, которые не подлежат коррекции.

А сейчас несколько подробнее о содержании этих пяти видов коллективных представлений о групповом лидерстве в процессе их формирования.

 

Достижение общего понимания основного назначения группы, смысла ее существования и путей развития составляет содержание такой стратегии. Она является частью миссии той организации, в состав которой входит группа. Коллективные представления о стратегии означают признание всеми членами группы в качестве лидера того, кто эту стратегию претворил в виды деятельности данной группы. Эти представления означают также то, что в группе определен всеобщий приоритет ее развития. Таким образом, групповое развитие тесно коррелирует с групповым лидерством, а коллективные представления членов группы о ее перспективах являются важной частью группового лидерства. Такие представления выявляются при рассмотрении стратегических решений на основе принципов ориентированной на рынок прагматичной философии бизнеса. С консенсуса в отношении видения будущего начинается групповое преобразующее лидерство.

Например, в первые годы становления на рынке СНГ белорусско-итальянского предприятия «Белкастельпласт» там были дебаты высшего руководства о том, должна ли фирма производить любую продукцию, которая дает наибольшую прибыль, или необходимо ограничиться производством только определенных продуктов, которые отвечают сложившейся специфике технологического оснащения фирмы. Иначе говоря, надо было оценить, как следует использовать производственные мощности, приобретенные у итальянцев. Для руководства этот вопрос носил не только экономический характер. Необходимо было совместить его со стратегическим управлением персоналом и организационной культурой. Стояла задача выработать такую стратегию, которая бы сплотила группу и позволила бы осуществить подбор персонала по единым принципам. Вопрос, таким образом, состоял в следующем: чем по сути является фирма – «всеядным» многопрофильным производителем или ориентированным на потребителя изготовителем только пуговиц, или тем и другим или чем-то еще?

Вначале СП приняло консенсусное решение о производстве только пуговиц в рыночно ориентированном ассортименте, но только из пластмассы. Это дало определенный успех. Однако вскоре выяснилось, что такая стратегия приводит к потере некоторых потенциальных преимуществ фирмы в технологическом оборудовании. Корректировка стратегии состояла в освоении рынков простых пластмассовых изделий, например, для педалей велосипедов и для строителей (дюбеля).

Уточнение стратегий учредителями получило поддержку и признание менеджмента фирмы. В этом, пожалуй, важное слагаемое группового лидерства на первых стадиях существования фирмы, чтобы сохранить квалифицированный персонал и обеспечить его развитие вместе с самой фирмой.