Теоретические основы лидерства

2.1 Природа лидерства.

 

Лидерство разнообразно, ему дано много определений, тем не менее, и к началу ХХI века оно исследовано недостаточно. Объектом напряженного интереса хозяйственное лидерство стало с середины ХХ века. Но внимание исследователей концентрировалось в основном на психологическом аспекте лидерства. Ранее, начиная с эпохи античности, проблема лидерства рассматривалась как философская. Актуальным был вопрос, как найти защитника, спасителя, мессию. Постепенно подходы к лидерству демифологизировались, подверглись эмпирическому анализу, и нашли свое место в менеджменте, где рассматриваются комплексно в связи с потребностями большого бизнеса и самого менеджмента.

Вместе с тем некоторые ошибочные представления о лидерстве сохранились. Часто считают, что лидерство основано на должности, хотя как раз наоборот – лидер сам создает должности в результате развития бизнеса. Предположение о том, что человек, носящий внушительный титул или назначенный на управленческую должность, уже является лидером принципиально ошибочно. Лидерство не получают вместе с постом. Оно исходит не из назначения, а от влияния, которое нельзя получить в качестве награды, его заслуживают, достигают или зарабатывают. Назначения дают больше шансов стать лидером. Они дают возможность повысить влияние, но при этом не исключается и вероятность вообще потерять влияние, даже при сохранении должности. Таким образом, лидер и человек, занимающий управленческую должность, - не синонимы. Хотя нередко руководитель есть лидер.

Еще одно заблуждение состоит в том, что лидеры – это предприниматели, т.е. те, кто умеет зарабатывать деньги, продавать или комбинировать. Так есть далеко не всегда. Предприимчивость, творчество, успех содействуют лидеру, но не делают его таковым. Необходимо долгосрочное устойчивое и признаваемое влияние.

Среди распространенных заблуждений о лидерстве существует убеждение в том, что сущность лидерства составляет определенная сила, а значит тот, кто больше знает, тот и лидер («знание-сила»). Но мы видим на практике, что лидеры – далеко не те люди, которые имеют самые высокие коэффициенты интеллекта или баллы в зачетной книжке. Иногда даже способности к лидерству находятся в полной противоположности с мыслительными способностями. Таким образом, уровень знаний и уровень лидерских качества – это не одно и тоже. Вместе с тем не следует заблуждаться: без знаний нет лидера. Известно утверждение Ли Якокка: успех приходит не благодаря тому, что вы знаете, а благодаря тому, кого вы знаете и как презентуете себя каждому из этих людей.

Ошибочным представлением о лидере является олицетворение его с тем, кто идет впереди. Лидер – не первопроходец. Быть первым – не значит быть лидером. Например, группа штурмует вершину. Первым ее достиг один из членов этой группы. Но лидером ее остался человек, за которым преднамеренно и сознательно последовали все остальные на штурм вершины.

Просто достигший вершины раньше других первым осуществил перспективный замысел реального Лидера. А таковым является человек, имеющий наибольшее и устойчивое влияние на других. Условия для получения такого влияния существенно расширяют менеджмент.

Лидерство не имеет конкретной опреде­ленности для различных ситуаций пусть даже одного характе­ра — хозяйственного, военного или политического. Возможно, этим объясняется многоаспектность самого лидерства, наличие различных подходов к его анализу, а также тот ореол загадочно­сти, который окружает сам феномен лидерства.

Изначальным моментом изучения природы лидерства следу­ет считать утверждение о том, что человек не может не управ­лять, не общаться, не обмениваться информацией с другими людьми. Управление, как и коммуникации, свойственно челове­ческому бытию. Каждый из нас управляет сам собой и часто ока­зывается в ситуации, когда он должен принимать решения отно­сительно других людей. Общее между управлением и лидерством состоит во взаимодействии людей и через него во влиянии на них.

Подобно строению человеческого мозга, имеющего два полуша­рия — левое (сознание — мышление) и правое (чувства — ин­туиция), двойственна и природа лидерства: в нем выделяется де­ловая сфера (формальное лидерство) и сфера отношений (не­формальное лидерство). Иначе говоря, в первом случае речь идет о выработке и достижении целей, а во втором — о согласии меж­ду людьми, взаимоотношениях или о том, что принято называть; «человеческим фактором». Обе стороны неотделимы друг от дру­га, как два полушария мозга, как организационно-техническая и социально-экономическая стороны управления. Таким обра­зом, управление социальными системами двойственно, а ме­неджмент не только наука, но и искусство.

Спорам о лидерстве более двух тысяч лет. Еще в Древнем Китае во времена Конфуция велись дискуссии о том, что важнее для лидерства — власть, искусство управления или знание законов. Ученик Конфуция Хань Фей Цзы замечал: “Если правитель не владеет искусством управления, то в верхах его будут вводить в заблуждение” и он не сможет “выявить лукавых”. В III веке до н.э. считали, что главное назначение искусства управления — разделять преданных и лукавых чиновников, проверять их способности и контролировать успехи для укрепления управления, основанного на законе.

Анализируя природу лидерства и опираясь на практику, древнекитайские философы времен Конфуция утверждали:

“Мудрость недостаточна для приведения к покорности порочных, но влиятельное положение (искусство пользоваться властью) достаточно, чтобы согнуть мудрых”.

“Те, кто напрягает ум, управляет людьми, а те, кто напрягает мускулы, управляются другими”.

“Подчинение людей силой не приводит к подчинению сердец, люди подчиняются из-за недостатка в силах; подчинение людей добродетелью вызывает радость в сердцах, и люди изъявляют настоящую покорность”.

Дискуссиям о лидерстве на основе добродетели или силы конец не положен. Приоритеты зависят от ситуационных факторов. Исследуя лидерство, Конфуций заметил: “...по природе люди близки друг к другу, но в процессе обучения далеко отходят друг от друга”.

Управление в организации как процесс межчеловеческого общения включает не только отношения менеджер — сотрудники в организации. Оно касается всех областей жизни и индивидуумов, коллективов, обществ в государстве и самого государства. При этом те, кто управляет, и те, кем управляют, находятся во взаимодействии. Управление — не улица с односторонним движением, а непрерывный диалектический процесс. Нельзя понять природу лидерства без взаимодействия между людьми. Управляемый действует навстречу управляющему, является часто и сам управляющим, но уже по отношению к тем сотрудникам, которые находятся рангом ниже.

Но вместе с тем современный менеджмент невозможен без индивидуального, решительного, всегда нового вызова при достижении новых целей. Менеджмент невозможен без лидеров.

В “Основах менеджмента” М.Х.Мескона, М.Альберта, Ф.Хедоури лидерство определяется, как “способность влиять на индивидуумов и группы людей, чтобы побудить их работать для достижения целей”. Сегодня организовать лидерство только к влиянию, мотивационным (побудительным) успехам руководителя не верно. Достаточно напомнить о различных специализациях и видах менеджмента, которые включают лидерство: ситуационном, конфликтном, кадровом, социальном, кризисном, стратегическом, инновационном, инвестиционном, финансовом, предпринимательском. Таким образом, компетентность управленческих отношений не исчерпывается мотивацией.

В современном менеджменте лидерство интегрирует межличностные факторы организации для ориентации их на достижение целей организации.

Правильное понимание природы лидерства состоит, возможно, в том, чтобы действовать в соответствии с миссией организации для достижения ее целей.

Природа лидерства не есть только та часть человеческой природы, которая связана с управлением другими людьми. Как заметили Кунц и О’Денел, нельзя руководить отдельными частями человека, все аспекты его характера “нанимаются” на работу, когда он становится сотрудником. Поэтому лидерство выходит за рамки только выполнения основных функций управления.

Управление и лидерство не синонимы, но способность быть лиде­ром — ключевое условие, чтобы быть менеджером. Лидер – это тот, куму удается превратить сотрудника в своего единомышленника или последователя. Суть лидерства состоит в наличии последователей.

Лидерство — это процесс воздействия на группу людей, чтобы повлечь их за собой для совместной реализации управленческих решений по достижению определенных целей.

Лидерство состоит в:

- развитии бизнеса, увеличении его масштабов путем расширения производства, создания дочерних фирм, открытия новых предприятий – лидерство тиражирует успех;

- в упорядочении процессов преобразований, обновлении технологий – способность к лидерству – это способность быть эффективными преобразователем;

- в целенаправленной реализации индивидуальных потенциалов сотрудников как последователей, а последователей как новых лидеров на основе развивающегося системного процесса мобилизации усилий по достижению стратегических целей – для лидера активная деятельность означает продвижение к цели, а его собственный потенциал определятся созданной им командой.

Формулы лидерства нет. Его не опишешь системой уравнений. Но моделей лидерства столько, сколько самих лидеров и даже больше. Факторы лидерства известны – о них много говорится в нашей книге. Но известны и семь нот, семь цветов радуги. Комбинации цветов дают картины, нот – музыку. Причем весьма разных стилей и назначений. Так и с факторами лидерства: нельзя открыть кодовый замок, зная только цифры, из которых состоит код. Это знает каждый. Надо знать комбинацию этих цифр или хотя бы принципы кодирования. По отношению к лидерству это и наука, и практика, и искусство.

В этой связи можно предложить такую модель лидерства:

 
 
  (ЛК + ПН) × (ПУ + ПК)

 

 


где ЛК – личные качества;

ПН – приобретенные навыки;

ПУ – психологическая установка;

ПК – поведенческая компетентность.