Программа переписи населения
Методы проведения переписей населения
Современные переписи населения проводятся или методом опроса, или методом самоисчисления. Различия между ними заключаются в том, что в первом случае переписной лист заполняется счетчиком (регистратором) в процессе личной беседы с переписываемым лицом, а во втором -люди сами заполняют бланк переписи. После чего регистратор проверяет правильность его заполнения, уточняя пропущенные или неясные сведения.
Выбор того или иного метода проведения переписи диктуется, во-первых, степенью подготовленности населения, уровнем, как говорят, «культурного развития», а во-вторых, стремлением получить возможно более точные сведения при минимальных затратах.
Самоисчисление экономит как материальные ресурсы, так и время проведения переписи, но связано с большим риском получить неточные и неполные сведения, особенно в странах с низким культурным уровнем населения. Участие в заполнении переписных листов огромного числа людей, не имеющих специальной подготовки, делает также необходимым уделять гораздо большее внимание формулировкам вопросов, чтобы гарантировать их однозначное понимание всеми участниками переписи.
Опрос позволяет получить более точные сведения, но связан с большими затратами.
Баланс достоинств и недостатков опроса и самоисчисления обусловливает то, что в современных условиях порой стараются сочетать оба эти метода, применяя, скажем, метод опроса в сельских местностях, а самоисчисление в городах.
Так было, например, в нашей стране во время переписей 1897 и 1920 гг., когда в городах применялся метод самоисчисления (в 1920 г. - только в крупных городах), а в сельской местности - метод опроса. Во всех остальных отечественных переписях населения применялся метод опроса. Будущая перепись 2002 г. также будет проводиться методом опроса.
В западноевропейских странах, США, Австралии, издавна применяется метод самоисчисления. В тех странах, где население имеет более высокий уровень «культурного развития» и «привыкло» к регулярному проведению переписей и заочному способу общения с разного рода властями, часто применяют такую разновидность метода самоисчисления, как почтовый опрос. В этом случае переписные листы предварительно рассылаются по почте, а затем или собираются счетчиками, или также по почте отправляются респондентами в переписные участки в заранее оплаченных конвертах. Разумеется, полученные таким образом сведения в случае необходимости уточняются.
Выше уже говорилось о значении единой и обязательной для всех программы переписи населения. Последняя состоит из двух частей: собственно программы сбора информации в ходе переписи населения и программы разработки ее материалов, т.е. перечень разработочных статистических таблиц, которые будут построены и опубликованы после окончания переписи. В этом разделе речь пойдет о первой из этих двух частей программы переписи, т.е. собственно программы сбора сведений, под которой понимается перечень признаков отдельных лиц и домохозяйств или семей, а также перечень вопросов переписного листа, с помощью которых эти признаки фиксируются, которые, говоря социологическим языком, являются их эмпирическими индикаторами.
Разработка программы переписи должна отвечать определенным принципам, соблюдение которых служит гарантией получения достоверной и надежной статистической информации о населении.
Прежде всего должна быть обеспечена сопоставимость данных переписи с данными предшествующих переписей. Это означает, что по крайней мере часть вопросов переписного листа желательно задавать точно в тех же формулировках, что и соответствующие вопросы предыдущих переписей. Кроме того, желательно учитывать и то, в какой редакции соответствующие вопросы задаются в переписях населения других стран и в какой мере они отвечают международным рекомендациям. Это необходимо, чтобы данные переписи были хотя бы частично сопоставимы с данными переписей других стран.
Вопросы переписного листа должны задаваться в четкой и ясной форме, не допускающей неоднозначную их интерпретацию. Проще говоря, все люди должны одинаковым образом понимать вопросы переписного листа. При этом желательно, чтобы хотя бы некоторые вопросы переписи были закрытыми, т. е. содержащими исчерпывающий перечень подсказок. Немаловажно, чтобы формулировки вопросов не вызывали негативного отношения и подозрений, что ответы могут быть использованы против переписываемого лица.
Конкретное содержание программы переписи населения определяется ее задачами. Поэтому программы отдельных переписей населения могут в той или иной степени отличаться друг от друга. Но очевидно, что в них в любом случае должен быть некий блок, инвариантный относительно конкретных задач каждой данной переписи населения. Эта задача может решаться по-разному. В последнее время одновременно со сплошной переписью населения, бланк которой содержит некий постоянный корпус вопросов, на которые отвечают все жители страны, проводят выборочный опрос, программа которого может меняться от переписи к переписи и на вопросы которого отвечает лишь часть населения. Сочетание сплошного и выборочного опроса позволяет эффективно обеспечивать сопоставимость данных разных переписей с решением конкретных задач текущего периода. Выборочные опросы проводились в нашей стране во время переписей 1970, 1979 и 1989 гг., причем каждый раз по своей программе.
Переписной лист, как правило, состоит из трех частей: адресной части, вопросов, представляющих собственно программу переписи, и вопросов, включение которых в перепись обусловлено необходимостью обеспечить связь переписи с какими-то другими опросами и обследованиями20.
Адресная частьпереписного листа состоит из имени и адреса переписываемого. Кроме того, она включает в себя вопрос об отношении переписываемого к главе семьи (домохозяйства) или, как это было в переписи 1989 г. и как будет в переписи 2002 г., к лицу, записанному на данном переписном бланке первым.
Включение адресной части необходимо для обеспечения возможности проверки полноты охвата переписью населения и качества заполнения переписных листов, а также для разработки в последующем данных переписи в территориальном разрезе.
Вопрос об отношении к главе семьи или к лицу, переписанному первым, необходим для выделения и последующего изучения семей или домохозяйств.
Собственно программа переписи обычно включает в себя вопросы, которые можно объединить в следующие группы21:
· вопросы, позволяющие отнести переписываемого к той или иной учетной категории, т.е. к постоянному или наличному населению;
· вопросы о личных демографических характеристиках опрашиваемых. Это вопросы о поле, возрасте и брачном состоянии опрашиваемого;
· вопросы о социально-экономических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об уровне образования, профессии,занятиях, источниках дохода, социальном положении;
· вопросы об этнических характеристиках опрашиваемых, т.е. вопросы об этнической принадлежности, родном языке,других языках, на которых говорит опрашиваемый, а также вероисповедании или конфессиональной принадлежности. В нашей стране последняя характеристика фиксировалась только в переписях 1897 и 1937 гг.;
· вопросы, имеющие отношение к изучению воспроизводства населения, в частности брачности и рождаемости. Речь идет о вопросах о порядковом номере брака, дате вступления в брак или его прекращения, а также о вопросах относительно числа рожденных женщиной детей или, как это было в переписи 1989 г., о желаемом и ожидаемом числе детей в семье;
· • вопросы о миграции, т.е. вопросы о длительности проживания в данной местности и о прежнем месте жительства. Эти вопросы особенно важны в тех странах, где отсутствуют полицейская регистрация по месту жительства (прописка) и, соответственно, текущий учет миграции.
· Вопросы, связанные с другими обследованиями, обычно варьируются от переписи к переписи и полностью определяются задачами текущего момента. Это могут быть вопросы, связанные с теми или экономическими проблемами, касающиеся жилищных условий опрашиваемых, и т.п.
Перечисленные разделы программы переписи населения получают конкретное выражение в переписных листах данной переписи населения. В качестве примера в Приложении 2 приводится программа переписи 2002 г. Переписной лист переписи будет содержать вопросы о занятости, миграции и числе детей, рожденных женщиной, а также о жилищных условиях опрашиваемых. Кроме того, по особой сокращенной программе будут опрашиваться иностранные граждане-нерезиденты, временно находящиеся в нашей стране (кроме работников дипломатических миссий и других иностранных учреждений).
Сбор информации по перечисленным выше признакам позволяет в дальнейшем в обобщенном виде представить комплекс демографических, социально-экономических и других характеристик населения, начиная от его численности и структуры и кончая, например, данными, необходимыми для прогнозирования рождаемости.