Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO

Международный проект по реформированию инженерного образования («Инициатива CDIO») был запущен в октябре 2000 г.

Видением проекта является предоставление студентам инженерных специальностей такого образования, которое подчеркивает инженерные основы, изложенные в контексте жизненного цикла реальных систем, процессов и продуктов.

Идеологией CDIO (Conceive – Design – Implement – Operate) является освоение студентами инженерной деятельности в соответствии с моделью «Задумай – Спроектируй – Реализуй – Управляй». Проект направлен на устранение наблюдающегося в инженерном образовании во всем мире противоречия между теорией и практикой.

Предлагаемый в проекте подход нацелен на усиление практической направленности обучения будущих инженеров, а также введение системы проблемного и проектного обучения.

Инициатива CDIO предполагает такую организацию преподавания инженерных программ, чтобы их выпускники могли продемонстрировать:

· глубокие теоретические и практические знания технических основ своей инженерной профессии;

· умение создавать и эксплуатировать новые продукты, процессы и системы, востребованные рынком;

· понимание важности и стратегического значения научно-технического развития общества.

 

В 12 стандартах CDIO прописаны следующие разделы:

· общая философия инженерной образовательной программы (Стандарт 1);

· разработка учебных планов (Стандарты 2, 3 и 4);

· разработка практических заданий и подготовка помещений для занятий (Стандарты 5 и 6);

· методы преподавания и обучения (Стандарты 7 и 8);

· повышение компетенций профессорско-преподавательского состава (Стандарты 9 и 10);

· аудит и оценка программы и успеваемости студентов (Стандарты 11 и 12).

 

Семь из двенадцати ниже перечисленных стандартов по программе CDIO являются обязательными:

Стандарт 1.CDIO как общий контекст развития инженерного образования (принятие принципа, согласно которому создание и развитие продуктов, процессов и систем на протяжении всего их жизненного цикла является общим контекстом инженерного образования).

Стандарт 2.Результаты программы CDIO (наличие четкого, подробного описания приобретаемых личностных, межличностных и профессиональных компетенций создания продуктов, процессов и систем (результатов обучения), соответствующих установленным целям образовательной программы и одобренных всеми заинтересованными сторонами этой программы).

Стандарт 3.Интегрированный учебный план (учебный план включает в себя взаимодополняющие учебные дисциплины и позволяет интегрировать в преподавании личностные, межличностные компетенции, а также компетенции по созданию продуктов, процессов и систем).

Стандарт 4.Введение в инженерную деятельность (имеется вводная дисциплина, создающая основу для инженерной практики по созданию продуктов, процессов и систем и формированию основных личностных и межличностных навыков).

Стандарт 5.Опыт ведения проектно-внедренческой деятельности (учебный план программы включает два или более проектов, предусматривающих получение опыта проектно-внедренческой деятельности, один на базовом уровне и один на углубленном уровне).

Стандарт 6.Рабочее пространство для инженерной деятельности студентов (наличие рабочего пространства для инженерной деятельности студентов и лабораторий, которые поддерживают и способствуют практическому освоению методов создания продуктов, процессов, систем, получению дисциплинарных знаний и изучению социальных аспектов).

Стандарт 7.Интегрированное обучение (опыт интегрированного обучения способствует формированию дисциплинарных знаний наряду с личностными навыками и навыками межличностного общения, создания продуктов, процессов и систем).

Стандарт 8.Активные методы обучения (обучение, основанное на активном практическом подходе).

Стандарт 9.Совершенствование CDIO-компетенций преподавателей (наличие мероприятий, позволяющих повысить компетентность преподавателей в области личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем).

Стандарт 10.Совершенствование педагогических компетенций преподавателей (наличие мероприятий, позволяющих повысить педагогические компетенции преподавателей по использованию активных методов обучения и оценке студентов при обеспечении интегрированного обучения).

Стандарт 11.Оценка обучения (оценка освоения студентами личностных и межличностных навыков, навыков создания продуктов, процессов и систем, а также дисциплинарных знаний).

Стандарт 12.Оценка программы (наличие системы оценки соответствия программы данным двенадцати стандартам и обеспечения обратной связи от студентов, преподавателей и других заинтересованных сторон в целях ее непрерывного совершенствования).

 

Как видно из содержания указанных стандартов положения, в них прописанные, широко использованы при разработке основной образовательной программы нашего направления, учебного плана и технологии процесса обучения студентов.


Список рекомендуемой литературы:

 

1.Литвинов Б.В. Основы инженерной деятельности: Курс лекций / Б.В. Литвинов. Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2000. 224 с.

2.Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. М: Машиностроение, 1988.

3. Муратова Е.И., Климов А.М. Введение в специальность: Учебное пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. 64 с.

4.Джонс Дж. К. Методы проектирования. Семена будущего людей. 2-е изд. Пер. с англ. Т.П. Бурмистровой и И.И. Фриденберга. М: Мир, 1986.

5.Всемирная инициатива CDIO. Режим доступа: http://www.cdio.org.

6.Перспективы развития инженерного образования: инициатива CDIO: информ.-метод. изд. / Пер. с анг. и ред. В. М. Кутузова и С. О. Шапошникова. СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2012. 29 с.

7.Кроули Ф. Программа CDIO: Описание целей и задач бакалаврского инженерного образования: Доклад CDIO № 1 из МИТ, 2001. Режим доступа: http://www.cdio.org.

8. Байденко В.И. Болонский процесс: структурная реформа высшего образования Европы. Изд. 4-е стереотипное. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, Российский новый университет, 2003. – 128 с.

9.Российский квалификационный справочник должностей специалистов. www.aup.ru

10. Шаталова Н.И. «Квалификация» // Социология труда. Теоретико-прикладной толковый словарь / Отв. ред. В.А. Ядов. –СПб.: Наука, 2006. – с. 107.

11. Компетентностный подход. Реферативный бюллетень. Российский Государственный Гуманитарный университет. Управление двухуровневой системы подготовки и качества образования. – РГГУ, 2005. – 28 с.

12. Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – с. 34-42.

13. Харрингтон Дж. Управление качеством в американских корпорациях. – М.: Экономика, 1990. -272 с.

14. Качалов В. Проблемы управления качеством в вузах. Заметки менеджера по качеству // Стандарты и качество. – 2000. – № 5-7. – с. 9-12.

15. Цимбалист Э.И., Гольшмидт М.Т., Ботыгин И.А. и др. Мониторинг качества высшего профессионального образования. // Известия Международной академии наук высшей школы. –2004. –№ 2(28). – с. 101-113.

16. ГОСТ Р ИСО 9001-2001. Системы менеджмента качества. Требования.

17. Качанова Т.Л., Фомин Б.Ф. Информационная технология решения стратегических проблем. – СПб.: Политехника, 2002. – 76 с.: ил. Проблемы инновационного развития. Вып. 1.

18. Jamsihd Gharajedaghe, Russell Ackoff. Toward Systemic Education of Systems Scientists // Systems Research. – 1985. – № 1. – Vol. 2. – P. 21-27.

19. Коэльо Пауло. Дневник мага./ Пер. с португ. – М.: ООО Издательский дом «София», 2006. – 336 с.

20. Т. Лобсанг Рампа. История Рампы (скитание разума) / пер. с англ. – К.: «София», 1987. – 192 с.

21. Похолков Ю.П., Агранович Б.Л., Чудинов В.Н., Чучалин А.И. Инновационное образование для инновационной экономики // Известия Международной академии наук высшей школы. – 2004. – № 2(28). – с. 10-20.

22. Друкер Питер Фердинанд. Бизнес и инновации. – М.: «Вильямс», 2007. – 432 с.

23. Москвич Ю.Н. Про инновационное образование в глобализирующемся мире как ведущий фактор конкурентоспособности страны // Материалы к IV съезду Общественного движения «Сибирский народный Собор». – Красноярск РИО КГПУ, 2004. – 400 с.

24. Агранович Б.Л., Похолков Ю.П., Чучалин А.И., Соловьев М.А. Инновационное инженерное образование / За кадры, – № 5 (3111), 25.02.2003.

25. Дудченко В.С., д.с.н., президент Национальной гильдии профессиональных консультантов. Инновационное образование. http://www.job-today.ru/issue2/s40002.htm.

26. Харгодон Эндрю. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний (http://www.williamspublishing.com/Books/=How breakthroughs Happen). The surprising Truth About How Companies Innovate. – М.: «Вильямс», 2007. – 304 с.

27. Правила прохождения учебного курса в Томском технологическом институте императора Николая II. Томск. Типография Приюта и Дома Трудолюбия. 1914.

28. Петров В. Современные педагогические технологии и образование в III тысячелетии. http://www.biysk.secne.ru/jurnal/n4-5_2000/metodika/petrov.doc.

29. Н. Ковалькова, Л. Ковалькова. Как учат в американских университетах. // Альма-матер. - №11. – 1998.

30. Малинецкий Г. Учитель, ученик и шанс для России. // Компьютера. – 2005. – № 42.

31. Положение для постоянного определения или оценки успехов в науках. // Техника молодежи. - №8. – 1984.

32. Вайсбурд Д.И., Похолков Ю.П., Чубик П.С. Элитное техническое образование//За кадры. – № 5 (311). 25.02.2003. – с. 7-10.

33. Языкова И.Н. К вопросу мотивации в педагогическом процессе технического вуза. Рубцовский индустриальный институт АлтГТУ им. И.И. Ползунова / Под ред. С.А. Подлесного // Материалы Всероссийской научно-методической конференции. – Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2002. – 274 с.

34. Шрагина Л.И. Психологические аспекты использования ТРИЗ в учебном процессе (Украинская лаборатория педагогики ТРИЗ) // Педагогика. – 1999. – № 6.

35. Петров А.Н., Петрова В.Н. Антропологическая теория творчества и креативности. info@tvorchestvo.biz,

36. Чус А.В., Данченко В.Н. Основы технического творчества. – Киев: Донецк, 1983.

37. Роджерс К.Р., Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Исениной Е.И. – Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994. – 480 с.

38. Шакирова Д.М. Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология // Edicational Technology @ Society 9(4). – 2006.

39. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус. // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. – 2003. – № 6. – с. 97-110.

 


 

Цимбалист Эдвард Ильич,

 

ОСНОВЫ

 

ИНЖЕНЕРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

(для студентов первого курса направления 221700 «Стандартизация и метрология»)

 

Учебно-методическое пособие для студентов

 

 

Научный редактор: доктор технических наук, профессор кафедры КИСМ ИК С.В. Муравьев

 

Редактор О.Н. Свинцова

 

Подписано к печати . Формат 60х84/16. Бумага «Классика». Печать RISO. Усл.печ.л . Уч.-изд.л. . Заказ . Тираж 50 экз.
Томский политехнический университет Система менеджмента качества Томского политехнического университета сертифицирована NATIONAL QUALITY ASSURANCE по стандарту ISO 9001:2000
. 634050, г. Томск, пр. Ленина, 30.