Музыкальные построения
Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.
Урок №7
МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения, порядок расположения его частей и разделов, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.
Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к определённой структуре, плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.
Музыкальное произведение состоит из различных по величине фрагментов. Они называются музыкальными построениями и отделяются друг от друга цезурами – это граница между музыкальными построениями, обозначается «v».
МОТИВ (лат. – двигаю) – самое маленькое построение, он объединяет несколько безударных звуков вокруг одного ударного – акцента. Размер мотива – от 2 звуков до целого такта.
ФРАЗА (греч. – выражение) – незаконченное построение, состоящее из 2-4 мотивов, чаще всего это 2 такта.
ПРЕДЛОЖЕНИЕ – относительно законченное построение, обычно состоящее из 2 фраз и 4 тактов. Предложение заканчивается
заключительным музыкальным оборотом – кадансом .
ПЕРИОД – самая малая музыкальная форма, объединяющая несколько предложений в одно законченное целое.
ПЕРИОД МОЖЕТ БЫТЬ:
· Однотональным;
· Модулирующим;
· Повторного строения;
· Неповторного строения.
ПЕРИОД |
1-е ПРЕДЛОЖЕНИЕ | 2-е ПРЕДЛОЖЕНИЕ | ||||||
ФРАЗА | ФРАЗА | ФРАЗА | ФРАЗА | ||||
МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ | МОТИВ |
Музыкальные примеры ПЕРИОДА ПОВТОРНОГО СТРОЕНИЯ:
· Ф.Шопен Прелюдия №7 A-dur, Прелюдия №20 c-moll.
ПРОСТЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ:
· двухчастная музыкальная форма, построенная по схеме А – В:
– без репризы (а – а, в – в), Чайковский «Шарманщик поёт»
– с репризой (а – а, в – а), П.Чайковский
«Старинная французская песенка»;
· трехчастная музыкальная форма, построенная по схеме:
– А – В – С без повторения, С.Рахманинов «Итальянская полька»
– А – В – А с повторением начального эпизода в конце,
Р.Шуман «Смелый наездник».
Существует также сложная трёхчастная форма, в которой крайние части значительно больше, чем период:
а – в с а – в
А С А (реприза)
· Чайковский Сентиментальный вальс d-moll
· Шопен Вальс №7
Понятие формы в музыке относится не только к структуре произведения, но и к разным жанровым обозначениям, которые указывают:
а) на общий характер музыки (например, ноктюрн);
б) на особую технику композиции (например, фуга);
в) на ритмическую модель или темп (менуэт);
г) на немузыкальные значения или термины (симфоническая поэма);
д) на манеру исполнения (концерт);
е) на число исполнителей (квартет);
ж) на конкретную историческую эпоху и её вкусы (вальс);
з) на национальный колорит (полонез).
Главные композиционные схемы или планы в музыке
основаны на трех принципах: повторения, варьирования и контраста, и проявляются в ней через взаимодействие