Музыкальные построения

Тема: МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА.

Урок №7

МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА – это строение музыкального произведения, порядок расположения его частей и разделов, способы развития музыкального материала, а также жанровые обозначения, которые авторы дают своим произведениям.

Композитор в процессе творчества неизбежно приходит к определённой структуре, плану, схеме, которая служит ему основой для проявлений творческой фантазии и мастерства.

Музыкальное произведение состоит из различных по величине фрагментов. Они называются музыкальными построениями и отделяются друг от друга цезурами – это граница между музыкальными построениями, обозначается «v».

МОТИВ (лат. – двигаю) – самое маленькое построение, он объединяет несколько безударных звуков вокруг одного ударного – акцента. Размер мотива – от 2 звуков до целого такта.

ФРАЗА (греч. – выражение) – незаконченное построение, состоящее из 2-4 мотивов, чаще всего это 2 такта.

ПРЕДЛОЖЕНИЕ – относительно законченное построение, обычно состоящее из 2 фраз и 4 тактов. Предложение заканчивается

заключительным музыкальным оборотом – кадансом .

ПЕРИОД – самая малая музыкальная форма, объединяющая несколько предложений в одно законченное целое.

ПЕРИОД МОЖЕТ БЫТЬ:

· Однотональным;

· Модулирующим;

· Повторного строения;

· Неповторного строения.

 

  ПЕРИОД  

 

 

  1-е ПРЕДЛОЖЕНИЕ   2-е ПРЕДЛОЖЕНИЕ
ФРАЗА ФРАЗА   ФРАЗА   ФРАЗА  
МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ   МОТИВ  
               

 

 

Музыкальные примеры ПЕРИОДА ПОВТОРНОГО СТРОЕНИЯ:

· Ф.Шопен Прелюдия №7 A-dur, Прелюдия №20 c-moll.

 

ПРОСТЫЕ МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ:

· двухчастная музыкальная форма, построенная по схеме А – В:

– без репризы (а – а, в – в), Чайковский «Шарманщик поёт»

– с репризой (а – а, в – а), П.Чайковский

«Старинная французская песенка»;

· трехчастная музыкальная форма, построенная по схеме:

– А – В – С без повторения, С.Рахманинов «Итальянская полька»

– А – В – А с повторением начального эпизода в конце,

Р.Шуман «Смелый наездник».

Существует также сложная трёхчастная форма, в которой крайние части значительно больше, чем период:

а – в с а – в

А С А (реприза)

· Чайковский Сентиментальный вальс d-moll

· Шопен Вальс №7

Понятие формы в музыке относится не только к структуре произведения, но и к разным жанровым обозначениям, которые указывают:

а) на общий характер музыки (например, ноктюрн);

б) на особую технику композиции (например, фуга);

в) на ритмическую модель или темп (менуэт);

г) на немузыкальные значения или термины (симфоническая поэма);

д) на манеру исполнения (концерт);

е) на число исполнителей (квартет);

ж) на конкретную историческую эпоху и её вкусы (вальс);

з) на национальный колорит (полонез).

Главные композиционные схемы или планы в музыке

основаны на трех принципах: повторения, варьирования и контраста, и проявляются в ней через взаимодействие