NF в роли лидера

 

Д. Кейрси называет NF-лидера «катализатором», потому что основная чер­та менеджера этого типа — ориентация на межличностные отношения и сти­муляция индивидуального и профессионального роста каждого человека, с которым сотрудничает Катализатор. В отличие от NT и SJ, ориентирован­ных на решение проблем самой системы, организации, Катализатору более свойственно стремление разрешать проблемы людей в организации. В при­сутствии NF-лидера проявляются и развиваются скрытые таланты подчинен­ных, подобно тому, как в химической реакции катализатор ускоряет течение всех превращений.

Катализатор — самый гуманистичный из лидеров, внимательный к лич­ным проблемам и интересам сотрудников, думающий в первую очередь о реа­лизации потенциала каждого из членов команды и лишь во вторую очередь о документации или архитектуре системы. «Иногда, отдавая все силы окружа­ющим, NF-лидер обнаруживает, что для себя-то практически ничего и не ос­талось», — пишет профессор Кейрси. В этом случае, когда, как и у SJ-лидера, цели, проблемы и нужды окружающих становятся чрезмерно значимыми для Катализатора, ему следует обратить дополнительное внимание на свои собственные цели и стремления, чтобы избежать ощущения опустошенности, переутомления и стресса.

Обостренное внимание NF-лидера к проблемам личности и личностного роста позволяет придавать обыденным ситуациям и формальным отношениям в организации некий драматический оттенок постоянной напряженности и бурного развития. Оптимистическое мировоззрение Катализатора, прояв­ляющееся во взаимоотношениях с коллегами, неутомимая энергия, направ­ленная на развитие и совершенствование способностей окружающих, уме­ние отметить и одобрить лучшие стороны профессиональных и личностных качеств сотрудников, обычно встречают понимание со стороны коллег. Иначе, не ощущающий «обратной связи» NF-лидер бывает обескуражен, расстроен и часто покидает эту организацию в поисках более «отзывчивой» атмосферы.

Стремление всегда быть приятным и полезным для всех без исключения временами не только истощает ресурсы Катализатора, забывающего о себе в заботах об окружающих, но и служит источником проблем в ситуациях, ко­гда необходимо одновременно учесть противоречивые интересы начальников и подчиненных.

Иногда негативные отзывы о работе системы, возглавляемой NF-лидером, принимаются Катализатором на свой счет, что приводит к разочарованию и ощущению дезинтеграции. Однако, скорее всего, внутренние проблемы NF-лидера не будут заметны окружающим, так как он гораздо чаще обсужда­ет трудности собеседника, чем свои собственные.

Атмосфера свободы, самостоятельности и инициативы, которую создают и поддерживают в руководимых ими организациях NF-лидеры, иногда имеет следствием тот факт, что обязательные процедуры не выполняются точно в срок Причины подоб­ных ситуаций могут быть недоступны пониманию Катализатора, недоумева­ющего, почему сценарий повторился вновь.

Как член команды NF создает дружественную атмосферу в организации; если в системе нет ни одного Аполлона-Катализатора на заметной должно­сти, сотрудники могут отзываться о ней, как о «холодной», «стерильной», «безвоздушной», с бесчеловечными отношениями, и в такой ситуации даже при достаточном объеме информации и средств эффективность деятельности будет невысокой. Ни одному из представителей других типов не дана счаст­ливая способность превращать работу в удовольствие, как NF-лидерам.