SJ в роли лидера

 

Стиль руководства SJ в отличие от методов, свойственных SP-лидерам, характеризуется направленностью на укрепление организационных связей в руководимой системе; Эпиметей разрабатывает правила, распорядки и иерар­хические взаимоотношения, служащие основой надежности предприятия. Стабильность, надежность и организованность процесса — вот рычаги, кото­рыми с успехом пользуется SJ-лидер. Традиции, существующие в системе, тщательно и бережно сохраняются и развиваются SJ-лидером. Он, например, организует ежегодные пикники для сотрудников фирмы в день ее основания; именно SJ-руководитель не забывает принести в подарок человеку, прослу­жившему в фирме тридцать лет, традиционные золотые часы, потому что так делал и его дед — SJ-босс. SJ-лидер любит видеть серьезное отношение со­трудников к работе: «делу — время, потехе — час».

Несомненно, стабильность в системе — характеристика, необходимая для успешного существования данной системы (это отлично понимают Эпиметеи - лидеры), однако не следует забывать, что стабильность полезна лишь до определенной степени. На последующих этапах развития понадобится пре­небречь стабильностью для осуществления жизненно важных изменений в системе. Это зачастую становится камнем преткновения для SJ-лидеров, ру­ководствующихся законом Паркинсона о доминировании средств над целя­ми. Рутинные бюрократические процедуры раздутого административного штата начинают носить «ритуальный» характер, когда все усилия персонала бывают направлены на сохранение традиций и поддержание устоев. Множе­ство точно согласованных друг с другом традиционных операций выполняют­ся с непререкаемой пунктуальностью, но на прямой вопрос: «Зачем все это делается?» — SJ-лидеру иногда бывает трудно найти ответ.

Естественное для SJ стремление поддерживать стабильность в системе может стать серьезной проблемой перед развивающейся организацией. Бюд­жет под руководством SJ-лидера может быть утвержден лишь только потому, что точно такой же был принят и в прошлом году. Точное выполнение техни­ческих операций подвергается серьезному контролю, а вот достигнутым ре­зультатам может уделяться недостаточное внимание. Конечно же, не только SJ-представители страдают от «бюрократической болезни», но именно Эпиметеев подобный недуг поражает с печальной стабильностью. Если SJ-лидер будет внимательно относиться к результатам деятельности и сумеет предуп­редить разрастание бюрократического аппарата, руководимая им система бу­дет функционировать с завидной надежностью и эффективностью. Поговорим теперь о том, каким образом SJ-лидеры поощряют и наказыва­ют своих подчиненных и последователей, каким образом обеспечивают об­ратную связь. Преданные служению людям, обладающие развитым чувством долга, SJ и от окружающих ожидают того же. Похвалу следует заслужить, жалованье не выплачивается «за красивые глаза» и только лучшие (самые усердные) достойны похвалы. Не в правилах SJ выдавать кредиты — ведь это может негативно сказаться на усердии исполнителя работы. Подобные пред­ставления SJ, реализующиеся на практике, когда поощряются лишь «победи­тели», а личным заслугам всех остальных участников не отдается должное, могут быть причиной серьезных проблем в общении с представителями дру­гих типов (особенно NF). Именно здесь видится область, в которой SJ-лидер может найти потенциал для личностного роста — научиться замечать и це­нить любые, даже самые незначительные на первый взгляд достижения — вот путь совершенствования SJ-руководителя.

Практичность, умение принимать решения, определенность позиции SJ-лидера в значительной мере облегчают взаимодействие с ним окружаю­щих. Работа в рамках конкретного, основанного на строго проверенных фактах, плана, созданного SJ-руководителем, обеспечивает надежность и стабильность системы. Если вам придется сотрудничать с SJ-лидером (что практически неизбежно), вы можете не сомневаться в том, что «правила игры» будут соблюдены в деталях, все операции будут совершены в срок и награда за проявленное усердие не заставит себя ждать.

И все же позволим себе еще раз обратить ваше внимание, на существование значительных проблем, возникающих в общении SJ-лидера с окружающими. Реалист в работе с информацией, точный и пунктуальный, SJ-лидер может иметь искаженные представления о людях, работающих в системе. Эпиметей постоянно подвержен опасности «наклеить ярлыки», сформулировать однозначные суждения о людях, опираясь на оценку их поступков. Для SJ существуют «положительные» и «отрицательные» герои в реальной жизни, а не только в плохом художественном кинофильме и SJ желает по заслугам наказать «плохих». Достаточно вспомнить исторические примеры «гни­лой прослойки интеллигенции», «врачей-отравителей», «поклонников про­дажной западной поп-культуры», «религиозных мракобесов» и пр., на ко­торых отыгрывались прежние руководители нашей несчастной страны. Выглядела бы смешной, если бы не была столь трагич­ной, «обратная сторона» стремления SJ к оценочным суждениям: безошибоч­но «вычислившие» плохих», SJ берут на себя груз ответственности за их «пло­хие поступки» и искренне пытаются сделать «плохих» «хорошими». Напря­жение, которое возникает при этом, без промаха бьет по слабым местам SJ: сердечной мышце и сосудам, вызывая инфаркты и инсульты.

В команде специалистов SJ-представитель, обеспечивающий безотказ­ность работы системы, наилучшим образом дополняет NF, ориентированного на людей. Можно целиком положиться на способность SJ подготовить, осуще­ствить и проконтролировать надежность и своевременность циркуляции по­токов информации и исполнение указаний в руководимой им системе. Орга­низация, не имеющая в своем составе SJ, возможно, будет сталкиваться с проблемой упущений существенных деталей и подробностей, по отношению к которым Эпиметей проявляют столь серьезное внимание. Без «столпа сис­темы» — SJ — организация может стать чересчур лабильной, даже шаткой, лишившись прочного фундамента и стабильности, обеспечиваемых предста­вителями типа темперамента Эпиметей.