Рекомендации для всех
Рекомендации представителям чувствующего типа
Рекомендации представителям мыслительного типа
1. Помните, что личные связи и индивидуальные предпочтения крайне важны для чувствующего типа, это помогает ему направлять всю свою энергию на коммуникативный процесс. Это не «легкомыслие» или пустая трата времени, а, наоборот, часть процесса взаимодействия.
2. Отдавайте себе отчет в том, что логический, аналитический и дедуктивный подходы, которые вы используете, могут оказаться слишком сложными для понимания ваших реальных взглядов на взаимоотношения. Не надейтесь, что другие и так все поймут, высказывайте свои суждения понятным языком, так как это очень важно.
3. Вы должны понять, что выступаете оппонентом чувствующему типу, иначе вполне нормальный, на ваш взгляд, обмен мнениями может показаться для него крайне нежелательным. Представители чувствующего типа могут колебаться, высказывать ли свою точку зрения, или же их может отвлекать напряжение, которое они испытывают (зачастую подобные люди придают большое значение таким паралингвистическим компонентам коммуникативного процесса, как тембр голоса), или же их страшат последствия вступления в диалог. Если в процессе коммуникации не возникает каких-то разногласий, очень важно уточнить, все ли им понятно и нет ли вопросов.
- Представители мыслительного типа отдают предпочтение логике и точным формулировкам, которые необходимы им для участия коммуникативном процессе. Это вовсе не свидетельствует об их холодности или отчужденности, а дает им возможность быть полноправными участниками процесса взаимодействия.
- Следует понять, что ваш подход, ориентированный на установление взаимоотношений, может несколько препятствовать составлению планов и решению задач. Не дожидаясь, что другие и так это поймут, говорите о своих приоритетах.
- Помните: когда в процессе взаимодействия у вас возникнут проблемы, необходимо довести это до сведений других. Возможно, вам придется сказать что-то вроде: «Я испытываю напряжение и беспокойство, которое мешает мне сосредоточиться на задаче. Не могли бы мы потратить некоторое время, чтобы разобраться, как мы взаимодействуем?»
Оба акцента (задачи — для мыслительного типа и межличностные отношения — для чувствующего типа) важны для хорошего коммуникативного процесса и одинаково необходимы для того, чтобы каждый мог принимать в нем участие. Важно находить способы включения в коммуникативный процесс (как письменный, так и устный) представителей мыслительного и чувствующего типов.
Оценивающий (J) или воспринимающий (Р): стиль коммуникации—структура или свободное течение?
Оценивающий (J). Представители этого типа обычно предпочитают, чтобы как письменный, так и устный коммуникативные процессы были исчерпывающими и ориентированными наконечную цель. Они отдают предпочтение четкой- структуре: постановка вопроса и. его решение, затем переход к следующему вопросу Для таких людей коммуникативный процесс должен иметь начало, середину и конец. Они говорят: «Хорошо, мы с этим справились, и что же дальше?»
Воспринимающий (Р). Представители дачного типа обычно предпочитают сначала настроиться на общение и затем поддерживать его, такой же стиль проявляется, и в письменной форме общения. Они изменяют курс в Интересующих их направлениях или областях, предлагают дополнительную информацию, которая может оказаться полезной, и оставляют вопрос открытым. Для таких людей информативная часть и проводимые исследования гораздо важнее, чем заключение.
Неверное толкование: «Я совсем не то имел в виду»
Различия между этими типами могут привести к негативным последствиям; либо каждое из них можно рассматривать как критическое по отношению к другому.
Ориентация представителей J-типа на цель, структуру и завершение беседы вызывает ситуации, в которых представители Р-типа чувствуют давление, напряжение и контроль, они могут недоумевать: «Какой смысл это обсуждать, когда все и так уже решено». В подобном окружении представители Р-типа могут даже оказывать сопротивление.
Склонность к изучению, поиску информации и открытость Р-типа иногда кажется представителям J-типа слишком фрустрирующей и недейственной. Они могут говорить: «Послушайте, мы же собираемся принять решение и перейти к следующему вопросу, а не бегать по кругу».