Как развить у себя качества Прагматика?

1. Осваивайте инкрементальный подход.Когда читаете книгу или смотрите фильм где в числе персонажей фигурирует явныйПрагматик попробуйте в уголке сознания отметить положительные качества этого персонажа. Соберите на него позитивное досье. Старайтесь обмениваться визитными карточками и номерами телефонов, завязывайте новые знакомства в поездах и самолетах не бойтесь новых контактов. Периодически проводите инвентаризацию своих людских ресурсов, прикидывая где когда и кого вы бы могли использовать. Следите за пополнением вашей записной книжки, особенно если вы работаете с людьми, ресурсов для истинного Прагматика никогда не бывает много. Попробуйте что-нибудь выменять или купить через десятые руки для себя или родственников. При этом учтите, что в данном упражнении важен процесс, а не сам результат.

2. Поощряйте людей экспериментировать.Задача данного упражнения вызвать у некоторых Аналитиков и Реалистов, особенно тем кому за 30, толерантность к инновациям, экспериментированию. Напомним, что креативность в практической деятельности – одна из сильных сторон прагматической стратегии. Но именно она встречает порой яростное сопротивление у ярых консерваторов, которыми часто являются Аналитики и Реалисты. Напомним, что в бюджете каждой фирмы, института заложена расходная статья на инновации, нововведения. Эти деньги навряд ли сразу вернуться в эти организации, но каждая из них имеет право на риск, этот риск экономически оправдан, ведь в противном случае их неизбежно обойдут конкуренты, которые не скупясь тратят средства в развитие своего производства или сферы услуг. Без инноваций же в любом виде деятельности неизбежно наступает застой. Давая другим право на ошибку, вы его оставляете и за собой (а еще важнее, что и другие оставляют это право за вами). Итак разрешайте другим экспериментирование, не торопитесь разносить этих людей, если у них не все сразу получается в новом деле. Заведите дневник в котором отслеживайте и фиксируйте свои эмоциональные переживания в экспериментальной ситуации. Анализируйте причины своих отрицательных эмоций. Анализ убивает чувства. Не стесняйтесь выражать поддержку новатору, который получил хотя бы частичные положительные результаты. Если положительные эмоции станут преобладать в вашем отношении к экспериментирующим людям, то вы не зря поработали над собой.

3. Развивайте навыки тактического мышления. Опирайтесь на два основных положения, хорошо освоенных Прагматиками: а) окружающие вас люди, как правило преследуют собственные интересы, следовательно рассуждают и ведут себя иначе чем вы, б) ваш успех в жизни во многом будет определяться способностью вставать в позицию оппонента, предсказывать ход его мышления и действий. В этой связи хорошим упражнением в прагматичности буде работа с серией следующих вопросов: Кто на моей стороне? Какие силы действуют в мою пользу? Кого еще я смогу привлечь на свою сторону, как это сделать? Какие обстоятельства и события могут усилить мою позицию? Кто настроен против меня и почему? Какие силы противостоят мне в данный момент? Какие действия могут предпринять мои противники? Что может усилить или ослабить их позиции? Что я могу сделать, чтобы ослабить враждебные мне силы? Есть ли у меня свобода выбора и какие конкретно действия я мог бы предпринять (уклониться от контакта, пойти в атаку, нанести превентивный удар)? Что предпримет противник в ответ на тот или иной мой ход? Каковы мои возможные потери в каждом случае? Кроме того, можно оттачивать тактическое мышление и по другому – например, занимаясь спортом, или болея за любимую команду. Любители детективов. Исторических и военных романов найдут в лучших образчиках этой литературы эффективный практикум по тактике.

4. Учитесь маркетингу. Философия рыночного поведения включает три элемента- свободных производителей, свободных потребителей и свободную конкуренцию. Отсюда вывод – самая разорительная и дорогая роскошь это производить продукт, который никому кроме вас не нужен. Следовательно, нужно знать потребности людей и в своей деятельности ориентироваться на их удовлетворение. Если вы сумеете удовлетворить потребности людей лучше, чем это делают ваши конкуренты, то именно ваши услуги и товары будут пользоваться длительным спросом у потребителя. Для этого необходимо посетить в качестве потребителя предприятия и учреждения конкурентов, чтобы выяснить как обстоят у них дела, какой положительный опыт у них можно позаимствовать, и что нового вы могли бы предложить своим потребителям. Ищите своего потребителя (возрастную группу, половую группу), привлекайте его внимание к вашему товару, рекламируйте, пробуждайте его интерес но не слишком давите, а то вызовите обратный эффект. Формируйте новые потребности, но помните и об ответственности предпринимателя перед обществом, не переступайте грань дозволенного. Честное предпринимательство, помимо прибыли для продавца может и должно удовлетворять потребности покупателя. Наконец для овладения маркетинговым подходом можно познакомиться и с научно-популярной литературой по данному вопросу.

5. Попробуйте себя в роли несерьезного человека. Это упражнение будет особенно полезно Аналитикам и Реалистам. Нарисуйте на себя карикатуру и повесьте на видное место дома или на работе. Сочините бессмысленный, дурацкий текст на мотив известной мелодии и распевайте свой “гимн” за работой. На вечеринке или в турпоходе смело присоединяйтесь к хору, даже если начисто лишены музыкального слуха и не знаете ни одной песни до конца. Перестаньте работать в выходные дни, освободите вечера для развлечений. Поройтесь в своих личных сбережениях и купите что-нибудь “не по средствам”. Причем ваше приобретение не должно носить утилитарный характер. Какая бы ни была реакция близких на эту покупку, не позволяйте прорваться эмоциональным эмоциям. Сведите все к шутке, поставьте себя в психологическую позицию Ребенка. Представьте себе, что жить вам осталось три дня, что вы будете делать? А теперь реализуйте эти неудовлетворенные потребности.