Неумение делегировать полномочия сбалансированно
Неумение делегировать полномочия
Неумение четко определить взаимосвязи
Неумение четко определить организационные взаимосвязи, пожалуй, более, чем любая другая ошибка, приводит к трениям, интригам и снижению эффективности. Поскольку в организации важнейшее значение имеют полномочия и ответственность за действия, то отсутствие четкого их определения означает, что часть сотрудников не будет знать, какая роль им отводится в производственном коллективе. Это не означает, что нет скрупулезного описания служебных обязанностей или что сотрудники не могут работать в группе. Такая категория сотрудников часто превращается в группу завистливых, ненадежных, безответственных личностей, стремящихся всеми правдами и неправдами сделать карьеру и заслужить расположение начальства.
Сотрудники любой организации обычно жалуются на то, что управляющие неохотно предоставляют, право принятия решения своим подчиненным. В некоторых фирмах, где необходимо проводить единую политику и решения в состоянии принимать один или несколько управляющих, может не быть ни потребности, ни желания децентрализации полномочий. Трудности, испытываемые при принятии решений, частое обращение к вышестоящим руководителям с целью решения своих проблем, обращение к ним просто по мелочам, непрерывная “борьба с пожарами” или “преодоление трудностей”, медленное накопление опыта управляющими низшего звена — все это свидетельствует, что неумение делегировать полномочия в необходимом объеме наверняка приводит к ошибкам.
Еще одной ошибкой при создании организационной структуры является неумение сбалансированно делегировать полномочия. Иными словами, некоторые управляющие в своем стремлении к децентрализации могут буквально понять организационную банальность “передавать право принятия решения на возможно более низкий уровень”. Совершенно очевидно, что поступать так — значит, дойти до самого низа структуры и создать систему независимых организационных сателлитов. Даже когда дело не доходит до таких крайностей, отсутствие необходимых полномочий на различных уровнях организации не раз приводило к пагубным последствиям.
Высшие управляющие должны сохранять за собой определенные полномочия, в особенности по решению вопросов, затрагивающих фирму в целом, и достаточные для того, чтобы пересматривать планы и переориентировать деятельность подчиненных. Управляющим не следует забывать, что существуют такие полномочия, которые они не должны делегировать. Необходимо также помнить, что у них должно оставаться достаточно полномочий для того, чтобы они могли быть уверены, что в случае, если они делегируют полномочия кому-то из подчиненных, эти полномочия будут использованы надлежащим образом и в соответствующих целях.