Лекция 2. Основные психологические законы управления

Дополнительные методы практической психологии управления

Психология управления располагает целой системой дополнительных методов исследования. Их часто называ­ют вспомогательными и тем самым подчеркивают, что ис­пользование только дополнительных методов не дает на­дежного результата.

К дополнительным методам относятся:

1. Тестирование. (Тесты — не панацея и даже не аргу­мент).

2. Анализ результатов (продуктов) деятельности. По тому, как выглядит рабочий стол менеджера, профессио­нальный практический психолог — специалист в области психологии управления — может сделать вывод об управ­ленческих способностях хозяина этого стола. Однако и здесь следует помнить, что вспомогательные методы не дают надежных результатов без использования основных. Но что делать, когда очень часто это — единственное, чем мы располагаем.

Среди других дополнительных методов выделю кросскультурный метод, суть которого заключается в сравни­тельном анализе деятельности менеджеров в условиях различных культур. Национальные культура, традиции страны накладывают значительный отпечаток на образ мыслей и действий менеджера, поэтому, проводя перего­воры с иностранными партнерами, менеджеру следует помнить и о том, что перед ним не только представители фирмы, но и представители определенной культуры.

Взаключение разговора о методах исследования в со­временной психологии можно сказать, что существую­щие методы позволяют не только получать достоверные данные, но и давать достаточно полные и точные реко­мендации, помогающие организовать управление коллек­тивом максимально эффективным и гуманным путем.

План:

1. Психологическая сущность управления. 2. Психологические законы управления.

1. Что такое управление с психологической точки зре­ния? Управление — это деятельность, и деятельность спе­цифическая. И как любая специфическая деятельность оно имеет ряд особенностей и закономерностей. В чем же заключаются эти особенности?

Основная черта, особенность управленческой деятельности, имею­щая решающее психологическое значение, заключается в том, что управление всегда направлено на других людей. Это, во-первых. Во-вторых, управление есть не просто воз­действие одного человека на другого или на группу людей, а взаимодействие. Иными словами, управление — это спе­цифический вид межличностного взаимодействия.

Руководство и управление: как соотносятся данные понятия и чем отличаются друг от друга эти виды деятель­ности? С психологической точки зрения, они — не сино­нимы. Почему? Потому что можно быть формальным ли­дером группы или коллектива (директором, начальником отдела и т. д.) и плохим управленцем. И, наоборот, иногда бывает так, что некоторые подчиненные настолько хоро­шо управляют своим боссом, что даже, не имея формаль­ной власти, определяют стратегию фирмы.

Управление — это такое руководство людьми, которое позволяет достичь поставленных целей наиболее рацио­нальным и эффективным путем. Современный управле­нец-профессионал не просто «руководит» людьми, но де­лает это наиболее гуманно. О критериях эффективного управления мы поговорим на следующей лекции, а пока вернемся к анализу специфики управленческой деятель­ности.

Рассмотрим соотношение управленческой техники, управленческой культуры, управленческого искусства.

Управленческая техника — это совокупность конкрет­ных умений и навыков решения управленческих задач.

Управленческая культура — это организация собствен­ной деятельности и деятельности других для наиболее полного раскрытия способностей и творческого потенци­ала каждого работника.

Управленческое искусство — творческое использование управленческих умений и навыков в нестандартных, не­типичных ситуациях.

Владение управленческой техникой и культурой ста­новится обязательным требованием в подготовке менед­жеров-профессионалов. Другое дело — управленческое искусство. Чтобы овладеть им, нужны способности. Но не стоит думать, что управленческое искусство - удел не­многих. Оно существует не само по себе, а возникает на основе управленческой техники. Курс психологии управ­ления рассчитан на знакомство с основными управленче­скими умениями и навыками; это первый шаг на пути к высотам управленческого искусства.

Итак, с психологической точки зрения, управленче­ская деятельность имеет следующие специфические осо­бенности:

1. Она направлена на других людей, побуждает их к действию и организует эти действия.

2. Она является специфическим видом межличност­ного взаимодействия.

3. Это деятельность, состоящая из операционных ком­понентов (конкретные действия, навыки), рефлективных компонентов (управленческая культура) и креативных компонентов (управленческое искусство), находящихся в тесной связи.

 

II.Психология управления как отрасль практической (прикладной) психологии изучает законы управленче­ской деятельности. Законы психологии управления про­являются во взаимодействии людей, в межличностных отношениях и в групповом поведении. Они дейст­вуют вне зависимости от того, знаем мы их или не знаем, осознаем или нет. К сожалению, некоторые руководители учитывают наличие данных законов лишь на интуитив­ном уровне. Можно ли в этом случае говорить об эффек­тивном управлении? Едва ли. Конечно, производство бу­дет развиваться, преодолевая действие систем, которые не соответствуют законам управления. Но какова цена та­кого преодоления?

Основными законами психологии управления (управ­ленческой деятельности) являются:

1. Закон неопределенности отклика.

2. Закон неадекватности взаимного восприятия.

3. Закон неадекватности самооценки.

4. Закон искажения информации.

5. Закон самосохранения.

6. Закон компенсации.

Рассмотрим каждый из этих законов отдельно.