Основные методы психологии управления

К ним относятся наблюдение и эксперимент. Наблю­дение как метод психологического исследования имеет несколько видов. Это: простое наблюдение, включенное наблюдение и лонгитюдное наблюдение.

При помощи простого наблюдения мы можем выявить некоторые особенности поведения, черты личности и ка­чества характера человека в процессе его деятельности. Наблюдая за тем, как ведет себя и как действует человек в определенных обстоятельствах, мы можем сделать вывод об особенностях личности. Многие из законов и законо­мерностей психологии управления, о которых мы будем говорить в следующих лекциях, впервые были обнаруже­ны именно в ходе самого простого наблюдения.

Включенное наблюдение — это специфический вид на­блюдения, при котором мы не просто наблюдаем за чело­веком, пытающимся решить какую-то задачу, но и сами участвуем в ее решении, помогая или мешая в этом. Ко­нечно, в реальной жизни руководитель почти всегда, хотя порой и неосознанно, использует этот метод для выясне­ния возможностей и способностей своих подчиненных.

Выдающийся психолог Курт Левин разработал свою ле­гендарную концепцию о стилях управления, опираясь на метод включенного наблюдения.

Лонгитюдное (длительное) наблюдение специфично именно благодаря своей длительности. Оно достаточно эффективно используется в современной психологии управления. Так, известная теория Пола Херси, которую он назвал теорией лидерства, была открыта благодаря длительному наблюдению за достаточно большой груп­пой американских менеджеров.

Однако ни один из видов наблюдения, даже тщательно организованных, не дает абсолютно объективных резуль­татов: В результате наблюдения может появиться только гипотеза, которая, чтобы стать истиной, нуждается в экс­периментальной проверке. Вот почему эксперимент явля­ется вторым основным методом психологии управления.

Основные виды любого психологического эксперимента — это эксперимент искусственный (лабораторный) и естест­венный. Отличаются они друг от друга тем, что если первый проходит в специально созданных (искусственных) услови­ях, то второй — в условиях естественных, обычных и при­вычных для испытуемых. Все знания о законах психической жизни человека были получены в результате экспериментов и того, и другого типа. Важным преимуществом экспери­мента как метода исследования является то, что его можно воспроизвести нужное количество раз, чтобы убедиться, что полученный результат не случаен, и подвергнуть получен­ные данные проверке на надежность с помощью методов математической статистики.