Вопросы для повторения и самоконтроля

Рутин (Р)

Аскорбиновая кислота (С)

Фолиевая кислота (Вс)

■ Необходима для образования клеток крови.
Содержится: в овощах (бобах, шпинате, томатах), печени и

почках животных. Образуется микрофлорой кишечника в организме человека.

Синтетический витамин при меняется: при анемии, нормализует кроветворение. Длительное применение не рекоменду­ется, так как возможно снижение концентрации в крови витамина В12

■ Активизирует работу ферментов, гормонов;

■ участвует в образовании здоровой кожи;

■ обеспечивает прочность капиллярных стенок;

■ сильно выраженные восстановительные свойства благодаря наличию группы -СОН=СОН-.

Недостаток: снижается сопротивляемость болезням, развива­ется малокровие, капилляры разрушаются, может быть кровоизлияние, цинга.

Разрушается на свету, при повышенной температуре, длительном хранении.

Содержится: в ягодах (смородина, шиповник), цитрусовых, томатах, зеленом луке, капусте, редисе.

Суточная потребность (взрослого здорового человека) — 70-100 мг. При взаимоотношении с белками и витаминами группы В полезное действие возрастает.

Синтетический витамин применяется: для профи­лактики и лечения цинги, при диатезах, носовых, легочных, маточных и других кровотечениях, в том числе вызванных лучевой болезнью, при инфекционных заболеваниях и интоксикациях, заболеваниях печени, переломах костей. При усиленном физическом труде, умственном на­пряжении, в период беременности и лактации.

■ Участвует в окислительно-восстановительных процессах;

■ антиоксидантные свойства.

Недостаток: повышение проницаемости кровеносных сосудов.

Содержится: в зеленом чае, цитрусовых, рябине, черной смородине, черноплодной рябине, шиповнике, грецких орехах.

Синтетический витамин применяется: при заболеваниях, сопровождающихся нарушением проницаемости сосудов, лучевой болезни, ревматизма, аллергических заболеваниях, кори, скарлатине, сыпном тифе.

 

1. Перечислите органы, относящиеся к пищеварительной системе, дайте их краткую характеристику

2. Опишите строение полости рта и органов, которые в ней (или возле неё) расположены (язык, слюнные железы, зубы), их возрастные особенности

3. Назовите сроки прорезывания молочных и постоянных зубов. Напишите формулу зубов.

4. Расскажите о топографии и строении стенок глотки и пищевода и их возрастных преобразованиях

5. Назовите отделы желудка, их положение друг относительно друга. Опишите строение стенок желудка

6. Расскажите о возрастных изменениях желудка (объёмов, размеров, формы, стенок)

7. Какие отделы подразделяют тонкую кишку? Какие анатомические особенности имеются у каждого отдела? Опишите строение ворсинок тонкой кишки

8. Назовите отделы толстой кишки, их место в брюшной полости, отношение к брюшине. Перечислите отличия толстой кишки от тонкой

9. Как устроена печеночная долька? »

10. Назовите части поджелудочной железы, её положение в брюшной полости, расскажите о взаимоотношениях экзокринной и эндокринной частей

11. Какие процессы в организме называют пищеварением? Опишите эти процессы

12. Какие вещества относят к питательным веществам? Какое значение они имеют для организма человека?

13. Какие вещества называют пищеварительными ферментами, какую роль в пищеварении они выполняют?

14. Дайте характеристику пищеварительным процессам в полости рта, в желудке, в тонкой кишке, в толстой кишке

15. Расскажите, что вы знаете о составе слюны, желудочного сока, желчи, кишечного сока, панкреатического сока

16. До каких составляющих перевариваются в организме белки, жиры и углеводы? В чём необходимость расщепления (переваривания) этих веществ?

17. Что такое полостное пищеварение и пристеночное (мембранное) пищеварение? Опишите эти процессы