Высшая нервная деятельность
Гигиенические требования к письменным принадлежностям
Гигиенические требования к ранцам
Правильная посадка
Ученик должен глубоко сидеть на скамье, опираясь пояснично-крестцовой частью о спинку стула, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. Между туловищем и краем парты должно оставаться свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе.
Правильная поза учащихся во время занятий должна вырабатываться с первых дней посещения школы.
Нагрузка должна распределяться равномерно, при этом должно сохраняться симметричное положение тела. Размеры — длина 300-360 мм, высота передней стенки — 220-260 мм, ширина 60-100 мм, длина плечевого ремня 600-700 мм, ширина плечевого ремня в верхнем отрезке 35-40 мм, масса не более 700 г. Легкий, прочный, водоотталкивающий материал, яркий по цвету, хорошо поддающийся очистке, морозоустойчивый.
Ручки: диаметр около 7-10 мм, длина 142-150 мм, масса не более 10 г. Желательно из пластмассы. Длина карандаша 180 мм, диаметр — 7-8 мм.
В основе высшей нервной деятельности лежат сложные рефлекторные реакции, субстратом для которых служат кора больших полушарий головного мозга и ближайшие к ней подкорковые структуры (высший отдел центральной нервной системы).
Высшая нервная деятельность— это деятельность, обеспечивающая нормальные сложные отношения целого организма с внешним миром (по Павлову).
Иван Петрович Павлов(1849-1936):
■ разработал теорию о первой и второй сигнальных системах (первая анализирует сигналы, идущие от рецепторов, связанных с внешней средой, вторая получает информацию, поступающую к человеку в виде символов — слов, знаков, формул, изображений);
■ вместе с Бехтеревым установил, что закономерности образования условных рефлексов у человека и животных сходны;
■ сформулировал три основных принципа, на которые опирается учение о ВНД: детерминизма, анализа и синтеза, структурности;
■ стал толковать «психическое возбуждение» слюнных желез как качественно своеобразные рефлексы, объяснил их, вскрыв закономерности, управляющие образованием новых рефлекторных актов, вырабатываемых в течение жизни каждого индивидуума и определяющих всю деятельность высших организмов;
■ раскрыл механизм процессов, протекающих в высшим образом организованной материи — головном мозге.
Иван Михайлович Сеченов(1829-1905): " в 1863 году издал книгу «Рефлексы головного мозга», где поведение человека объяснялось рефлекторным принципом работы головного мозга;
■ создана теория рефлексов головного мозга человека, объясняю
щая сложнейшие явления психики человека, было доказано, что
вся сознательная и бессознательная деятельность человека имеет
рефлекторную природу.
Аналитическая деятельность— способность коры больших полушарий разделять, вычленять, различать и дифференцировать отдельные раздражения.
Синтетическая деятельность— объединение, обобщение возбуждения, возникшего в различных ее участках от действия различных раздражителей.