Подбор мебели

Школьная мебель и ее использование

Учащиеся проводят за партой в младших классах 4-6 часов. У первоклассников через 5-7 мин, а у второклассников через 9-10 мин сокращенные мышцы переходят из состояния напряжения в состояние расслабления (изменение позы, двигательное беспокойство). Статиче­ская нагрузка возрастает, если ребенок сидит за мебелью неправильной конструкции, учащийся не может сохранять правильную рабочую позу, в результате нарушается осанка.

 

Учащиеся относятся к 3-4 ростовым группам. Следовательно, ме­бель в комнате должна быть 3 различных групп.

Если школьники сидят за более высокими столами, чем им тре­буется по росту, то неправильное положение тела и асимметрия плеч возникает в 44 % случаев.

Если школьники сидят за более низкими столами, асимметрия плеч в 70 % случаев, к тому же это приводит к большому напряжению мышц спины и туловища, резко выраженной асимметрии и активности спинных и шейных мышц правой и левой половины тела.

Следовательно, если возникают трудности с подбором мебели, луч­ше усадить школьника за большую, нежели меньшую парту.

Запрещается использовать мебель без спинок.

В начале 70-х годов для школьников принята ростовая шкала с интервалом в 15 см. В соответствии с этой шкалой изготовлялась ме­бель 5 групп:

■ А — до 130 см (рост).

■ Б — от 130 до 145 см.

■ В — от 145 до 160 см.

■ Г —от 160 до 175 см.

■ Д — выше 175 см.

Мебель меньших размеров ставят ближе к классной доске, а боль­ших размеров — дальше. От наружной стены до первого ряда не менее 0,5 м, от внутренней стены до 3-го ряда — 0,5 м, от задней стены до последних столов — 0,65 м, от классной доски до первых столов — 2 м, между рядами — 0,6 м.

Особо обратить внимание на соблюдение расстояния между на­ружной стеной и первым рядом парт. Ведь обе стороны тела ученика, сидящего в первом ряду, испытывают значительно отличающиеся друг от друга тепловые условия, а это отрицательно сказывается на механизме теплорегуляции. Пульс ученика, сидящего у горячего радиатора, учащается, температура тела — повышается. Количество респираторных заболеваний и ангин у учеников, сидящих в первом от окна ряду, в 3 раза больше.

В кабинетах квадратной и поперечной конфигурации при расста­новки мебели в 4 ряда расстояние от первой парты до доски должно быть не менее 2,5 м. В этом случае (при длине доски 3 м) учащимся, сидящим на 1-х и 4-х рядах, может быть обеспечен «угол рассматри­вания» не менее 30°. От окон до первого ряда столов 0,5 м, ширина проходов не менее 0,6 м, от последних столов до шкафов — 0,8 м.

Школьников с ревматическими заболеваниями, склонных к час­тым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, следует сажать дальше от окон. 2 раза в год учащихся в 1-м и 3-м ряду меняют местами. Это исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий.