Профилактика отрицательного воздействия шумов
Воздействие шума на организм
Гигиена слуха
Это система мер, направленных на охрану слуха; создание оптимальных условий для деятельности слухового анализатора, способствующих нормальному его развитию и функционированию.
Причины нарушений:
■ сильные, резкие звуки (взрыв) — ведут к разрыву барабанной перепонки;
■ патогенные микроорганизмы (при ангине, скарлатине, гриппе) могут попасть из носоглотки через слуховую трубу в среднее ухо и вызвать воспаление;
■ постоянные громкие шумы — вызывают потерю эластичности барабанной перепонки;
■ попадание в наружный слуховой проход насекомых (клещ, оса) может вызвать отек среднего уха и потерю сознания.
Для предупреждения возникновения заболеваний ушей:
■ При сильных, резких звуках (типа взрыва) нельзя держать рот закрытым.
■ Своевременно лечить заболевания верхних дыхательных путей.
■ Стараться предотвратить воздействие слишком громких звуков на барабанные перепонки (при слушании музыки в наушниках нужно ставить на минимально комфортную громкость и слушать ограниченное время).
■ При сильном ветре и минусовой температуре нельзя ходить без головного убора.
■ Нельзя пытаться достать посторонние предметы из ушного прохода самостоятельно.
■ При походе в лес обязательно надевать головные уборы.
У взрослых уровни шума в 90 дБА, воздействуя в течение часа, понижают возбудимость клеток коры головного мозга, ухудшают координацию движений, отмечается снижение остроты зрения. При 120 дБА через 4-5 лет происходят изменения со стороны сердечно-сосудистой системы: нарушается ритм сердечных сокращений, изменяется артериальное давление, головные боли, бессонница, расстройства эндокринной системы. А через 5-6 лет — профессиональная тугоухость.
Достаточно пробыть 6 часов в зоне шума 90 дБА, чтобы снизилась острота слуха (90 дБА — на сильно загруженной транспортом улице).
Обычный певческий голос — 80 дБА, опереточный — 100 дБА, оперный — 120 дБА.
У детей и подростков происходят изменения при меньшей громкости и частотности шума.
Помещение | Уровень шума (дБА) | ||
Минимальный | Максимальный | Преобладающий | |
Класс | 40-42 | 50-80 | |
Гимнастический зал | 75-90 | ||
Рекреация во время перемены | 79-88 |
Шум 50 дБА вызывает значимое снижение работоспособности. В 60 дБА — повышается порог чувствительности, снижается внимание. Решение арифметических примеров требовало при шуме в 60 дБА на 81-100 % больше времени, чем до действия шума.
Требования к учебным помещениям:
■ Длина классной комнаты должна быть не более 8 м, то есть такой, чтобы сидящим на последних партах учащимся обеспечить четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске.
■ Двери в класс должны плотно закрываться (щель не более 3 см).
■ Мастерские, комнаты машинописи, гимнастические залы должны размещаться на первом этаже здания или в отдельном крыле.
Целесообразна вдоль периметра школы посадка деревьев, кроны которых задерживают распространение шума (не менее 10 м), а также использовать живую изгородь высотой не менее 6 м.
Восстановлению функционального состояния слухового анализатора способствуют перерывы (10-15 мин в тихих комнатах) — на первом году обучения через 50 мин — 1ч работы, на втором — через 1,5 ч, на третьем — через 2 ч.
Речь учителя для наилучшего слухового восприятия учащимися учебного материала должна быть негромкая, ясная, небыстрая, эмоционально окрашенная. Также учителю необходимо как можно чаще обращаться к зрительному воображению учащихся.
Во время уроков у школьника наибольшая нагрузка падает на слуховой и двигательный анализаторы, зрительный же используется не полностью, это нужно учитывать при выборе методов и методических приемов при составлении планов-конспектов и проведении уроков.