Освещение учебных помещений

Вопросы для повторения и самоконтроля

Гигиенические требования к учебникам и тетрадям

Гигиена зрения

Профилактика конъюнктивита и ячменя

Строгое соблюдение правил личной гигиены:

· частое мытье рук с мылом, частая смена личных полотенец, наволочек, носовых платков;

· правильное питание, степень сбалансированности пищевых ве­ществ, особенно витаминов (А, группы В), меньшее количество углеводов;

· соблюдение техники безопасности на уроках труда, физкультуры (во избежание травм глаз);

· запрещается извлекать соринки краем грязного носового платка, следует промывать из пипетки содовой водой (0,5 чайной ложки питьевой соды на 150-200 г воды);

· в случаях воздействия ультрафиолетовой радиации — защитные очки;

· прогулки на свежем воздухе.

 

 

 

Бумага для тетрадей и книг должна быть матовой белой или слегка кремоватой, достаточно плотной, непромокаемой. Разлиновка — тон­кие бледно-синие линии. Читать книги нужно на расстоянии 33-35 см от глаз.

Нельзя использовать учебники и тетради с шероховатой, волокнис­той (снижается четкость печати), глянцевой (утомляет глаза блеском) бумагой.

В тетрадях листы должны быть разлинованные (неразлинованные — вызывают напряжение глаз, и следовательно, ухудшение зрения).

Также бумага не должна быть тонкой. Если бумага просвечива­ет — чтение детьми учебников затруднено.

 

1. Перечислите органы чувств, дайте каждому из них функциональную характеристику

2. Расскажите о строении оболочек глазного яблока

3. Назовите структуры, относящиеся к прозрачным средам глаза. Какое назначение имеет каждая из этих сред?

4. Перечислите органы, которые относятся к вспомогательным аппаратам глаза. Какие функции выполняет каждый из вспомогательных органов глаза?

5. Расскажите о строении и функциях аккомодационного аппарата глаза

6. Опишите проводящий путь зрительного анализатора, от рецепторов, воспринимающих свет до коры большого мозга

7. Расскажите об адаптации глаза к свету и о цветном зрении

 

Люминесцентное освещение более благоприятно, нежели Лампами накаливания, также свет должен быть равномерно рассеян (благо­приятные изменения в зрительных функциях и работоспособности школьников под влиянием уроков труда тем существеннее, чем выше освещенность рабочих мест).

Желательно, чтобы окраска помещений, мебели и рабочего оборудо­вания была в светлых, теплых тонах, максимально отражающих свет. Таким образом при одной и той же мощности источников света намного повышается уровень освещенности помещений и уже этим оказывается положительное влияние на зрительные функции и работоспособность. Более всего отражают свет белые поверхности (до 80-90 %), светло-желтые (60 %), светло-зеленые (46 %).

Резкий солнечный свет неблагоприятно сказывается на состоя­нии зрительных функций и на работоспособности учащихся. Яркий, слепящий солнечный свет снижает эффективность уроков. Такие неблагоприятные световые условия создаются в случае неправильной ориентации окон учебных помещений по сторонам света. Оптимальным является ориентация окон на юг, восток, юго-восток. В кабинетах чер­чения и рисования — на север, северо-восток, северо-запад, а в лабора­ториях биологии — на юг. В случаях ориентации на запад и юго-запад в весенние и осенние месяцы, благодаря глубокому проникновению солнечных лучей, создаются дискомфортные условия микроклимата и зрительной работы учащихся (снижение остроты зрения вследствие большой слепимости потока солнечных лучей, резко падает работо­способность). При отсутствии солнцезащитных устройств применяются шторы из хлопчатобумажных тканей, которые обладают достаточной степенью светопропускания и хорошими светорассеивающими свойст­вами (поплин, штапельное полотно, репс и льняное полотно). Нельзя применять поливинилхлоридную пленку (ПВХ), т. к. она выделяет дибутилфталат.

Не допускается применять легковоспламеняющиеся полимерные материалы, закрашивать нижние секции окон, расставлять на подо­конниках цветы.

Высокие деревья не должны находиться ближе 10 м от здания, чтобы не загораживать окна. Весной ветки больших деревьев подре­зают.