ИСТОРИОГРАФИЯ

«Приукрашивать облик Ивана III нет ни необходимости, ни возможности. Его образ не окружен поэтическим ореолом. Перед нами — суровый прагматик, а не рыцарст­венный герой. Каковы бы ни были личные переживания и чувства великого князя Ивана Васильевича, он умел их держать при себе, и они навсегда остались тайной для потомков, как, возможно, и для современников...

Он был, прежде всего "разумный самодержец", как определил его величайший рус­ский поэт. Сын своего времени, беспощадный с врагами, он был чужд изощренной жестокости Людовика XI и религиозного фанатизма Фердинанда Арагонского. Не романтическое вдохновение, а трезвый расчет, не сердечные влечения, а работа ума руководили им в главном деле его жизни — возрождении единства и независимости Русской земли. В психологическом облике первого государя всея Руси на первый план выступают такие черты, как осмотрительность, проницательность и дальновид­ность в сочетании с широким кругозором, стратегической масштабностью мышле­ния и исключительной твердостью и последовательностью в достижении поставлен­ных целей. Он не поражал воображения современников ни личной воинской доблестью, как его прославленный прадед, ни кровавыми театральными эффектами, как печально знаменитый внук. Он не отличался ни традиционным благочестием хрестоматийного князя русского средневековья, ни нарочитым новаторством Петра Великого. Сила ясного ума и твердость характера — вот его главное оружие в борьбе с многочисленными врагами. Его можно назвать неутомимым тружеником, шаг за шагом идущим по избранному пути, преодолевая все преграды... История знает не многих деятелей, добившихся таких прочных и масштабных успе­хов, так повлиявших на судьбы своей страны. Обновленная, возрожденная великая Русская держава (в феодальном ее понимании) — главный итог многолетнего великокняжения первого государя всея Руси»1.

ХРЕСТОМАТИЯ

«Стояние на Угре». Гибель хана Ахмата (русская летопись о свержении ига)

«В том же году (1480.) пришла весть к великому князю, что царь Ахмат идет со всею Ордою... (на Русскую землю. )... Князь же великий (Иван III Васильевич.) послал своего сына (князя Ивана.) и брата (князя Андрея.) и воевод со всеми войсками на Угру. И придя, они стали на Угре и заняли броды и перевозы... Царь Ахмат со своими татарами пошел по Литовской земле, мимо Мценска и Любутска и Одоева и, придя, остановился у Воротынска... Ахмат пришел к Угре со всем войском, желая пе­рейти реку. И пришли татары, и начали стрелять в наших, а наши в них... И отбили татар от берега, и много дней они подступали и не могли перейти реку и стояли, ожидая, когда замерзнет река...

Когда же река замерзла, князь великий велел сыну своему, великому князю Ивану, и брату своему, князю Андрею, и всем воеводам со всеми силами придти к нему к Кременцу, боясь татарского нашествия, чтобы, соединившись вместе, бороться с врагом. В граде же Москве все были в страхе. Когда наши отступили от берега, тогда татары, одержимые страхом, побежали, думая, что русские пускают их на другой берег, желая с ними биться... Князь же великий с сыном и с братьями, и со всеми воеводами пошел к Боровску, говоря, что там учинит с ними бой.

Царь (Ахмат) убежал в Орду, и пришел на него ногайский царь Ивак и Орду взял, и его убил...

О храбрые, мужественные сыновья русские, постарайтесь сохранить свое отечество, Русскую землю, от татар, не пощадите своих голов, да не увидят очи пленения и разграбле­ния домов ваших, и убиения детей ваших, и поругания над женами и дочерьми вашими, так же как пострадали иные великие и славные земли от турок — Болгария, Сербия, Гре­ция, Трапезупт, и Аморея, и албанцы, и хорваты, и Босния, и Манкуп, и Кафа, и иные мно­гие земли» (Хрестоматия... 1989. С. 101-102).