Последствия великих географических открытий

· Создание колониальной системы.Открытие Нового Света, Америки (1492), ока­залось прологом эпохи, когда Европа экономически и политически подчинила себе эти народы и цивилиза­ции. К концу XVI в. сложи­лись первые колониальные импе­рии - испанская в Латинской и Центральной Америке и португальская, центром которой была Бра­зилия. С середины XVI в. в борьбу за внеевропейский мир включились Англия, Франция, Голландия. Началось со­перничество европейских держав за преобладание в Новом Свете.

Колонии первоначально основывали Испания, Португалия, Голландия, затем Англия и Франция. Их соперничество в Центральной и Северной Америке, Западной Африке, в Индии не помешало обеим странам существенно (в 5-6 раз за XVIII столетие) увеличить объемы заморской торговли. Складывались коло­ниальные империи.

Колонизация Северной Америки имела свои особенности. Индейские племена были рассеяны по большой территории и заставить их работать на колонистов было невозможно. Англичане и французы покупали у индейцев земли за бесценок – дешевые украшения, спиртные напитки. В 1535 г. Канада была объявлена владением Франции, в 1608 г. был основан город Квебек. Анг­лия – Виргиния в 1607. Голландия — в 1626 г. основано поселение Новый Ам­стердам (впоследствии Нью-Йорк).

В порабощенных странах колониальная политика задерживала экономическое и политическое развитие этих стран, приводила к разграблению огромных районов и истреблению целых народов. Ярким примером использования подобных методов является политика Британской Ост-Индской компании.

· Уничтожение культуры индейцев (Майя, Ацтеки, Инки), захват индейских земель. Европа нарушила естественный ход исторического развития этих стран. Легкость завоевания объяс­нялась многими причинами. Испанские завоеватели, в латах, на конях, с огнестрельным оружием, воспринимались инками и ацтеками, не имеющими конницы, как высшие существа, со­противление которым бессмысленно. Индейцы — общее название коренного населения Америки (за исключением эскимосов и алеутов). Название возникло от ошибочного представления первых европейских мореплавателей (Христофора Колумба и др.) конца XV века, считавших открытые ими заатлантические земли Индией.

Конкистадор (исп. conquistador — завоеватель) — в период конца XV — XVI веков, испанский или португальский завоеватель территорий Нового Света в эпоху колонизации Америки, участник конкисты — завоевания Америки. Как правило, конкистадорами являлись обедневшие идальго и кабальеро (обедневшие рыцари).

Идальго (исп. hidalgo), в средневековой Испании человек, происходящий из благородной семьи и получающий свой особый статус по наследству, передававшийся только по мужской линии. Для доказательства принадлежности к идальго требовалось привести пять свидетелей, которые бы подтвердили, что прадед этого человека имел подобный статус; не менее трех человек из свидетелей должны были также быть идальго. Обладатели этого статуса освобождались от многих налогов, не могли быть подвергнуты казням, считавшимся позорными, - повешение, сожжение, четвертование, растерзание животными. Лишить идальго его статуса было невозможно.

· Христианизация индейцев. За конкистадорами следовали священнослужители, искореняв­шие местные религиозные представления и насаждавшие католическую веру. На начальном этапе завоевания считалось, что индейцы подобны животным и лишены души. Их истребление рас­сматривалось как богоугодное дело. Обращение индейцев в христианство было поручено монашеским орденам - в первую очередь францисканцам, затем доминиканцам и августинцам, а со второй половины XVI в. - и иезуитам. Приезд миссионеров в колонии превращался в большой праздник. Для их встречи насильственно сгонялось индейское население. Конкистадоры выходили приветствовать миссионеров за городскую черту, оказывая им особые знаки внимания и уважения. Стремление показать индейцам, что миссионеры, хотя были бедно одеты и, как правило, ходили босиком, - "святые люди", слово которых является законом даже для могущественных покорителей Мексики. Оказывая особые знаки внимания и почтения миссионерам, конкистадоры требовали, чтобы с еще большим уважением относились к ним индейцы. Последних заставляли при встрече с монахом снимать головной убор, становиться на колени, целовать руку и просить благословения.

Миссионеры объясняли христианское учение простейшими фразами, которые повторяли множество раз (до одурения!), пока индейцы не зазубривали их. При этом рекомендовалось говорить с индейцами громко, кричать на них, пугать за непослушание различными наказаниями на том свете, расписывая в реалистических подробностях муки, ожидающие строптивых в аду, и райские кущи, которые станут уделом покорных и прилежных.

Испанцы применяли насилие над индейцами на протяжении всего колониального периода. На плантациях и в поместьях, за малейшую провинность индейца валят на землю и бьют, причем минимальное наказание 100 ударов, так как "палачи меньше считать не умеют". Часто индейцев привязывали волосами к хвосту лошади и в таком виде волокли к месту работы.

В определенное место собирали «идолов» и другие предметы культа. Туда же сгоняли индейское население. После торжественного богослужения и соответствующей проповеди испанцы, руководимые миссионерами, принимались уничтожать «идолов», разрушать храмы. Эти операции должны были доказать индейцам бессилие их божеств и могущество христианского бога. Массовое уничтожение предметов местных культов производило шоковое впечатление на многих индейцев, вызывало у них чувство суеверного страха перед заокеанскими пришельцами, что вначале облегчало работу миссионеров.

Напуганные такого рода зрелищами, находясь под угрозой физической расправы, индейцы безропотно принимали крещение.

· Работорговля. Предпо­лагается, что ко времени открытия Нового Света численность его населения составляла около 25 млн. человек. Погибло от 2/3 до 4/5 коренного населения. Основой экономики заморских владений стал труд черных рабов, привозимых из Африки. Работоргов­ля являлась одним из наиболее прибыльных занятий деловых людей Европы.

Колониальные власти принуждали местных жителей рабо­тать на серебряных рудниках. Каждый из 5-7 мужчин должен был отработать не­сколько лет в рудниках. Оттуда мало кто возвращался. Также индейцы работали на плантациях, не обращая внимания на запустение полей, голод и эпидемии, которые уносили миллионы жизней. Вскоре во многие созданные колонии пришлось завозить рабов из Африки и переселенцев из Европы, поскольку не хватало рабочих рук. Погибло от 300 тысяч человек, до миллиона. Желающие могут подсчитать, в какое количе­ство человеческих жизней «обошлась» каждая тонна серебра. Золота в Америке было не меньше!

В XV в. в Португалию была доставлена небольшая партия чернокожих жителей Западной Африки. Некоторые из них остались жить при дворах знатных особ, некоторые были проданы на невольничьем рынке. Генрих тут же ввёл государственную монополию на торговлю чёрными невольниками. А в 1452 году папа римский Николай V своей буллой санкционировал захват португальцами африканских земель и обращение их жителей в рабство. В 1510 году первые 250 африканцев с побережья Гвинейского залива были доставлены на золотые рудники Эспаньолы.

«Торговля по золотому треугольнику». Цена любого товара (будь то рабы, ром или сахар) на каждом звене этой торговой цепи после перевозки возрастала в несколько десятков раз, не только покрывая торговые издержки, но и обеспечивая обогащение торговым дельцам.

Охота за неграми или покупка их за бесценок у прибрежных племен стала особой профессией. Рабы выводились к берегу караванами, связанные по рукам и с наложенными на шеи деревянными развилками; затем их нагружали массами на корабли и доставляли в американские порты. Большое количество их погибало от тесноты, болезней, плохого питания. Общие демографические потери африканского континента от работорговли оцениваются в 80 миллионов человек. Негры в британских колониях Северной Америки, и позднее в США, использовались преимущественно в плантационном хозяйстве, например, при выращивания хлопка.

· Пиратство.Смысл слова «пытающий счастья». Самым распространенным способом ведения морского боя пиратов был абордаж (фр. abordage). Корабли противников сближались на максимально близкое расстояние, как правило борт в борт, после чего оба корабля крепко сцеплялись при помощи кошек и снастей. Затем на корабль противника высаживалась абордажная команда. (Барбадос, Тортуга, Антигуа, Провиденс, Гваделупа).

В военное время корсар получал от властей своей (или иной) страны каперское свидетельство (корсарский патент) на право грабежа неприятельской собственности, а в мирное время мог использовать так называемую репрессальную грамоту (дававшую ему право на возмездие за нанесенный ему ущерб со стороны подданных другой державы). Корсарское судно снаряжалось арматором (частным судовладельцем), который, и покупал у властей корсарский патент или репрессальную грамоту. Капитаны и члены команд такого корабля именовались корсарами.

Самому известному пирату, Фрэнсису Дрейку (1540-1596) английская королева Елизавета пожаловала рыцарский титул. Пираты ослаляли Испанию и Португалию, значительная часть богатств поступала в казну Англии и Франции

· Перемещение главных торговых путей в океаны. Страны Ближнего Востока, ранее бывшие «перекрёстком цивилизаций», теперь оказались в стороне. Усиливаются страны, активно занимающиеся посреднической торговлей – Англия и Нидерланды. Если из трех кораблей, посланных в Индию, домой возвращался один, то экспедиция считалась успешной, а прибыли торговцев нередко достигали 1000%.

· «Продовольственная революция» в Европе, связанная с внедрением множества новых культур: картофеля, кукурузы, томатов, подсолнечника, ананасов, коки (Куско, Перу, Педро де Сьеса де Леону В горах, при низком содержании кислорода, употребление коки помогает сохранять активность. Кока также имеет религиозное и символическое значение), широким импортом пряностей, какао, чая. В Америке получили распространение кофе, пшеница, сахарный тростник и др.

Ацтеки знали какао с XIV века, считали его священным и почитали его как подарок бога Кетцалькоатля. Однако бобы какао использовались не для жертвоприношений, а как средство расчета и для приготовления терпкого пряного напитка, отличающегося по вкусу от известного теперь какао. Этот напиток изготовлялся из смеси воды, какао, маиса, ванили, острого перца с добавлением соли. Когда в 1519 году испанские конкистадоры завоевали Мексику и покорили ацтеков, они быстро обнаружили, что к ним в руки попало «коричневое золото». В сокровищницах Монтесумы II, последнего вождя ацтеков, испанцы нашли 25 000 центнеров какао, которые были собраны у населения в качестве налогов. Один раб стоил в пересчёте на эти «деньги» около 100 какао-бобов.

Именно за вернувшегося бога Кетцалькоатля приняли ацтеки испанского завоевателя Эрнана Кортеса, что в ноябре 1519 года въехал в древнюю столицу Мексики Теночтитлан, которой правил император Монтесума. Однако алчный конкистадор отнюдь не был индейским божеством. Он ставил перед собой цель - покорить Мексику и подарить ее испанскому королю.

Испанцы нагло разграбили роскошный дворец вождя Монтесумы - и, к своему удивлению, обнаружили в его кладовых большие запасы сушеных бобов непонятного происхождения и предназначения.

Рецепт приготовления напитка из бобов какао не претерпел никаких существенных изменений со времен ольмеков и майя. Горький вкус этой странной темной жидкости не вызвал восторга конкистадоров, но они отдали должное его удивительному аромату и оценили тонизирующий эффект. Для самого императора Монтесумы чоколатль готовили по-другому: жареные какао-бобы растирали вместе с зернами молочной кукурузы, а затем добавляли мед, ваниль и сладкий сок агавы. Этот напиток гораздо больше пришелся по вкусу испанцам.

Сметливый завоеватель понял, что "ксокоатль" поможет завоевать ему положение у себя на родине. Кортес заставил индейских жрецов обучить своих приближенных таинствам приготовления шоколадного напитка. На корабли испанцев были погружены большие запасы какао-бобов и других нужных ингредиентов и все каменные и деревянные устройства для производства шоколадного напитка. Кроме того, Кортесомвпервые были собраны и привезены в Европу другие диковинные растения:томаты, фасоль и кукуруза Испанцы изменили рецепт, добавив корицу, мускатный орех и любимый в Европе сахар. Перец чили исключили из рецепта. Напиток стал очень популярным в богатых домах Испании, хотя оставался дорогим удовольствием из-за трудностей с поставками какао-бобов из Америки.

В Европе этот модный напиток стали называть сначала «чоколат», а затем «шоколад». Спустя 88 лет после подарка Кортеса, в 1615 году, случился династический брак Людовика XIII с испанской инфантой Анной Австрийской, и вкус шоколада узнала куртуазная Франция. Королева Анна полюбила этот напиток и, невзирая на недовольство отца - испанского короля Филиппа III, привезла рецепты мужу и приказала готовить шоколад для всего французского двора. Специально для этого во Францию была выписана молодая фрейлина Молина, которая искусно приготовляла королеве горячий шоколад. Мадемуазель Молина во Франции за двенадцать лет обучила секретному искусству приготовления шоколада более шестисот человек.

Высшее духовенство тоже не осталось равнодушным к экзотическому напитку. Больше всего представителей католической церкви волновал вопрос, можно ли употреблять шоколад во время поста или же это следует считать грехом. Папе Римскому Пию V дали откушать шоколаду. Попробовав этот напиток, Пий V высказался так: «Шоколад поста не нарушает. Не может же такая гадость приносить кому-то удовольствие!». Так какао было официально допущено к употреблению самим Его Святейшеством Папой.

· Расширение кругозора европейцев: бурное развитие географии, картографии, контакты с народами разных культур, лучшее понимание разнообразия животного и растительного мира. Европейцы получили представление об истинных размерах Земли, ктоторую им предстояло освоить.

· Революция цен — первооткрыватели земель вывезли из Нового Света на кораблях-галеонах много золота и серебра (12 млн кг за столетие), что привело к снижению цен на драгоценные металлы, и увеличение цены на все остальные товары.

Громадные залежи золота нашли в Бразилии. Аргенти­на и вовсе называется так потому, что по латыни серебро - аргентум (argentum); страна серебра. Галеоны часто тонули, в середине 1980-х мексиканец Фишер поднял на поверхность со­кровища, оцененные в 400 млн. долларов. Они покоились на борту испанского корабля «Нуэстра Сеньора де Аточа», зато­нувшего в 1622 году у берегов Флориды. Фишеру досталось более семи тысяч золотых и серебряных слитков, 230 тысяч серебряных монет, а также изумруды и прочие драгоценности.

Поскольку Испании принадлежали Мексика и Перу и она была основным получателем колониальных богатств (1600 год - 83%), то именно она первой и в наибольшей степени испытала революцию цен. Золото и серебро уходили из экономики страны путём импорта товаров, в том числе предназначенных для колоний (так как Испания не имела сколь-нибудь крупного промышленного или даже ремесленного производства).

Поток драго­ценных металлов уменьшил стоимость золота в 3 раза, серебра - в 5 раз.

С XVI века в Европе все стало катастрофически дорожать. Цены поползли вверх с 40-х гг. XVI в., приводя население в изумление и воз­мущение. Стоимость хлеба в XVI в. выросла в пять-семь раз. Хлеба больше не стало... стало больше денег!

Амальгамация — метод извлечения металлов из руд растворением в ртути. Амальгамацию применяют для извлечения серебра, золота, платины и других металлов из руд или концентратов.

Обесценивались вообще все виды фиксированных до­ходов: заработная плата, доходы от имений, ренты, земли (крестьяне, ремесленники, офицеры, чиновники, дворяне)

Вы­игрывали лица, получавшие прибыль от занятий торговлей или производством: купцы, предприниматели, владельцы мануфактур.

Прямо в самой Америке стали чека­нить монеты. Качество чеканки было скверным, местные монеты часто называли «пластинками из серебра» - piastra d'argento. Или попросту «пиастрами». Это и есть те самые пиастры, которые в приключенческих ро­манах закапывают на необитаемых островах. Об этих пиастрах и кричал непутевый попугай Флинта.

Поток золота и серебра вызвал к жизни невиданный ранее грандиозный кризис: кризис перепроизводства денег. Четыре века золото везли из Америки. Это четыре столетия сплошного роста цен, разорения и обнищания дворянства. Такой затянувшийся кризис. Настолько затянувшийся, что к нему про­сто привыкли.

В отличие от Испании в остальной Западной Европе господствовала политика меркантилизма и налоги были не столь разорительны для горожан. Богатство страны может быть измерено имеющимся у нее количеством драго­ценных металлов. Их приток обеспечивался поддержанием положительного торгового баланса, т. е. превышения стоимо­сти вывозимых товаров над стоимостью ввозимых. Отсюда высокие таможенные тарифы, жесткие правила импорта и экспорта изделий, защита интересов собственных купцов, изгнание конкурентов из колоний.

1. XV-XVI ст. Ранний меркантилизм илимонетаризм. Ограничение импорта товаров; вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью; установление высоких цен на экспортируемые товары. Главной являлась теория денежного баланса, увеличение денежного баланса в стране. Запрещался вывоз за границу товаров и сумм, вырученных за товар, их стоило тратить на покупку местных товаров.

2. 2я пол. XVI-XVII ст. Поздний меркантилизм. Теория торгового баланса: снятие ограничений по импорту товара и вывоз готовых изделий своей страны при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу. Появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой.

· Научно-технический прогресс. Великая научная революция.Рационализм (лат. «разум») утвердился в европейской на­уке в качестве принципа познания и понимания мира. «Научная революция XVII в.» - рождение новой науки, становле­ние научного метода, отличающегося от свойст­венных Средневековью способов объяснения природы. Не ве­ра — знание почиталось основой и целью отношения человека к окружающему его миру природы. Рене Декарт «Мыслю, следовательно, существую», необходимость разумного объясне­ния и истолкования каждого сформулированного тезиса. Ньютон Исаак (1643-1727) - английский физик и математик, великий ученый, от­крыл закон тяготения, вывел тео­рию движения небесных тел, изобрел зер­кальный телескоп, в общем - являлся отцом классической физики. Так вот - помимо это­го сыскал у современников немалую славу на финансовом поприще. Поскольку он изучал свойства металлов, ему поручили перечеканить все английские моне­ты. Назначенный смотрителем Монетного дво­ра, Ньютон справился с задачей превосходно, расстроенное монетное дело было приведено в порядок. За это в 1699 году его назначили пожизненным директором двора и до самой смерти платили очень немало, монет.

Ф.А. Парацельс (1493-1541) - швейцарец, основоположник гомеопатии, изучал природу человеческого организма, причины болезней, методы их лечения.

Весалий (1514-1564), родившийся в Брюсселе, автор труда «О строении человеческого тела», заложил основы современной анатомии, и уже в XVII в. идеи Весалия были признаны во всех европейских странах. Английский ученый Уильям Гарвей (1578-1657) открыл кровообращение у человека.

В области физики можно назвать целый ряд великих имен. Это Леонардо да Винчи (1452-1519) - он составил технические проекты, чертежи механизмов, станков, аппаратов, включая проект летающей машины.

Существует легенда о начале пути великого художника. К отцу Леонардо обратился крестьянин. Он передал нотариусу круглый щит из фигового дерева и попросил найти художника, способного расписать этот щит. Пьеро поручил работу сыну. Леонардо решил изобразить нечто «страшное». Он принёс в свою комнату множество «моделей», змей и насекомых причудливого вида, и написал на щите фантастического дракона. Ошеломлённый отец после этого отправил Леонардо учиться к лучшему живописцу Тосканы, Андреа дель Верроккьо. Однажды Верроккьо получил заказ на картину «Крещение Христа» и поручил Леонардо написать одного из двух ангелов. Это была обычная практика художественных мастерских того времени: учитель создавал картину вместе с помощниками-учениками. Два ангела, написанные Леонардо и Верроккьо, недвусмысленно продемонстрировали превосходство ученика над учителем. Как пишет Вазари, пораженный Верроккьо забросил кисть и никогда больше не возвращался к живописи.

Был вегетарианцем. Ему принадлежат слова «Если человек стремится к свободе, почему он птиц и зверей держит в клетках?.. человек воистину царь зверей, ведь он жестоко истребляет их. Мы живем умерщвляя других. Мы ходячие кладбища! Ещё в раннем возрасте я отказался от мяса».

Польский ученый Николай Коперник (1473-1543), автор труда «Об обращении небесных сфер», в котором он доказывал, что Земля не является неподвижным центром мира, а вращается вместе с другими планетами вокруг Солнца. Еще в 1526 году, в работе «О способе чекан­ки монеты», он первым в мировой истории поставил финансовый кризис в один ряд по значимости с войнами и неурожаем. По вер­сии Коперника, механизм обесценивания де­нег заключался в том, что население предпо­читает расплачиваться плохой монетой, а хо­рошую - держит, как сокровища. Ввел в Польше новую монетную систему.

Крупный вклад в развитие физики внес итальянец Галилео Галилей (1564-1642), активно изучавший динамику, сопротивление материалов, акустику. Он впервые сконструировал телескоп и впервые в истории человечества увидел громадное количество звезд, невидимых для невооруженного глаза, горы на поверхности Луны, пятна на Солнце. Г. Галилей: «Природа, синьор мой, насмеха­ется над решениями и повелениями князей, императоров и монархов и по их требованию не изменила бы ни на йоту свои законы и положения».

· Изменения в социальной структуре. Во Франции в это время было три сословия — духовенство, дво­рянство, «третье сословие» (слои на­селения, которые не имели сословных привилегий: крестьян, ремесленников, торговцев, буржуазию). Первые два сословии не облагались налогами.

Буржуазия юридически принадлежала к «третьему сословию», была ли­шена привилегий дворянства и духовенства. Социальный статус низкий, а реальное обществен­ное значение высокое. Знаменитая брошюра аббата Сийеса, вышед­шая во Франции в 1788 г., вопрошала: «Что есть «третье со­словие»?» — и давала пророческий ответ: бывшее ничем, оно станет главной силой государства, ибо оно есть все общество, оно и есть народ.

Состав новой буржуазии: торговцы, преуспевавшие цеховые мастера, крупные купцы, банкиры, представители нарождавшейся государственной бюрократии, промышленни­ки-предприниматели. Доходы этих слоев росли, они участво­вали во внутренней и заморской торговле, приобретали за деньги государствен­ные должности, дававшие и престиж, и прибыль.

Экономический рост, колониальная экспансия и политика меркантилизма — три составляющие процесса социального возвышения торговой и промышленной буржуазии, ядра среднего класса.

· Мануфактурный капитализм: экономика и общество. Развитие прибыльной колониальной торговли (например, пряности на рынках Индии стоили примерно в 100 раз меньше, чем в Европе) содействовало быстрому росту торгового капитала. Крупные акцио­нерные компании, такие, как Ост-Индская, вели операции на рынках десятков стран, имели торговый флот, снаряжали во­енные экспедиции. Торговля требовала создания системы банков­ского кредита, безналичных платежей, услуг по переводу и размену денег. Все это содействовало развитию банковского дела, появлению первых бирж. Антверпен, Амстердам, Генуя, Лион, Лондон в XVI веке стали крупнейшими центрами финансовой деятельности. Ведущие банковско-торговые дома превратились в основных кредиторов монар­хов, предоставляя им займы под высокие проценты, получая на от­куп право сбора налогов, беря в залог земли и недвижимость.

Cамо слово «биржа» произошло от голландского «берзе», то есть бурдюк, мешок из выделанной кожи. Уже тогда в «бурсах», особых местах встреч коммерсантов, заключались сделки и обменивались деньги. В 1549 году термин стал официальным и его начали употреблять в документах. И впервые в истории начинают закладываться основы мирового рынка.

Развитие судостроения, спрос на строительные материалы – лес, железо для пушек, ткань для парусов вело к развитию производства. Цеховая орга­низация изжила себя. Жесткая регламентация работы мастеров и подма­стерьев, количества выпускаемой продукции, приемов ремесла пре­пятствовала повышению производительности труда и внедрению новой техники.

Вместо цехового производства появляется мануфактурное.

Рассеянные мануфакту­ры. Все заботы о за­купке сырья, реализации продукции брали на себя крупные торговые дома или купцы. Ремесленники только работали в своих мастерских.

Смешанные мануфактуры получили распространение при изго­товлении часов. Отдельные детали изготовляли ремесленники в своих мастерских, а сборка осуществлялась в мастерской купца.

Централизованные мануфактуры, процесс производства осу­ществлялся рабочими в одном помещении с ис­пользованием станков и инструментов, принадлежащих предприни­мателю, купцу. Четкая организация и разделение труда. Оружейные централизованные мануфакту­ры обычно создавались под эгидой монархов, за счет государства.

XVI столе­тие — начальная фаза перехода к капитализму. Слово «капи­тал», появившееся в XII—XIII вв., означало: «ценность», «за­пас товаров», «масса денег», «деньги, приносящие процен­ты». В XVII в. начали употреблять слово «капиталист» — обладатель денежного капитала. Возникнове­ние свободного от ограничений рынка товаров, труда и капи­талов. Высокая степень рациональности, которая проявляется как в органи­зации производства, так и в отношении к труду и позволяет подчинить экономическую жизнь нормам, соответствующим требованиям эффективности и прибыльности.

Возрождение. Кругозор каждого человека был связан с его сословным проис­хождением, профессией родителей. Для основной массы населения достоинством считалось подчинение обстоятельствам, воле сеньора. Грамотных людей было немного, в их число входили служители церкви, интересы которых ограничивались изучением богословской литературы и теологическими диспутами.

В крупных городах Ита­лии в XIV—XV в. возросло значение торгов­ли, возникли первые мануфактуры, сложилась прослойка образованных людей, не связанных с церковью.

Эпоха Возрождения (Ренессанса) – время возникновения интереса к личности человека, его индивидуальности, обращение к духовной культуре и искус­ству античности. Начали переиздаваться затерянные в монастырских библиотеках труды мыслителей и историков античности. Творения скульпторов древности стали вызывать восхи­щение. Складывается представление, что античная эпоха была временем героев, расцвета культуры. Многие художники, скульпторы, пи­сатели, поэты эпохи Возрождения, создающие подлинные шедевры, считали себя лишь подражателями мастеров античности.

Расцвет Возрождения пришелся на XIV—XV вв., гуманизм преодолел границы Италии, в XVI в. он утвердился в Герма­нии, Франции, Англии.

В литературном творчестве эпоха Ренессанса началась с флорентийских поэтов и писателей — Данте Алигьери (1265— 1321), Франчески Петрарки (1304—1374) и Джованни Боккаччо (1313—1373). Их традиции в Англии продолжали драматург У. Шекспир (1564—1616), в Нидер­ландах — Э. Роттердамский (1466—1536).

Общие черты. Новый облик героев их про­изведений — людей не обязательно знатного происхождения, но любознательных, стремящихся познать окружающий мир во всем его многообразии, не­редко относящихся со скептицизмом к существующим порядкам.

Обращение к человеку, красоте человеческого тела - С. Ботти­челли (1445—1510), Леонардо да Винчи (1452—1519), Микеланджело Буонаротти (1475—1564), Рафаэля Санти (1483—1520).

Именно в эпоху Возрождения зародился тер­мин гуманизм (от лат. «изучение человече­ского»). Это понятие в эпоху Возрождения имело точный и конкретный смысл. В центре анализа оказался человек, который рас­сматривался вне корпоративных, сословных связей, а как индивидуальность, личность. Ценностью являлось не происхождение, богатство и знатность рода, а добро­детель, доблесть, стремление к со­вершенству.

Воля человеческая сво­бодна, и потому человек стоит выше иных материальных творений Бога. Он — центр Вселенной, связанный с Божественным и земным мирами. Выдвигался идеал ново­го человека, творца своей судьбы и своего бытия. Гуманизм повлиял и на отношение к церкви. В центр мира ставилась конкретная личность, а не церковь. Гуманисты отрицали необходимость полного подчинения души и разума религии.

Гуманизм - движение за новую светскую культуру (критика церковной обряд­ности; защита свободы слова; пропаганда единого нового госу­дарства, независимой от Рима церкви, развития культуры на гуманистической основе).

Именно «христианские гуманисты» (название, которое закрепилось за Эразмом Роттердамским, Томасом Мором и деятелями их круга) задолго до Лютера настойчиво пропагандировали идеи церковной реформы. Критика пороков духовенства, сатириче­ское изображение монахов и полуграмотных священников, призывы восстановить истинно христианское благочестие и жить по Христу — все это предвещало Реформацию.

Новая бо­лезнь — сифилисвидели кару за пренебрежение заповедя­ми Господними. Болезнь получила своё название от поэмы «Сифилис, или О галльской болезни», принадлежавшей перу поэта и врача Джироламо Фракасторо. Поэма повествует о том, как пастух по имени Сифилюс разгневал богов Олимпа и был наказан ими ужасной болезнью, поразившей всё его тело сыпью, бубонами и язвами. Поэма была настолько популярна, что врачи стали называть болезнь по имени её главного героя. У людей была вера в пророчества и астрологи­ческие предсказания, массовым явлением стала «охота на ведьм». Церковная проповедь собирала толпы людей, доходивших до невероятной экзальтации.

Реформация(лат. преобразование) - широкие религиозные и социально-поли­тические движения, выдвигавшие требования реформы като­лической церкви и преобразо­вания порядков.

В Германии, которая к началу XVI века всё ещё оставалась политически раздробленным государством, недовольство церковью разделяли практически все сословия: крестьян разоряла церковная десятина, продукция ремесленников не могла конкурировать с продукцией монастырей, которая не облагалась налогом, церковь расширяла свои земельные владения в городах, угрожая превратить горожан в пожизненных должников.

Мартин Лютер сформулировал ряд положений, общих для всех протестантских церквей (на­звание «протестантизм» происходит от протеста, который не­мецкие лютеранские князья предъявили рейхстагу против ре­шения возобновить преследования Лютера).

Всё это, включая моральное разложение духовенства, послужило к выступлению профессора теологии Виттен-бергского университета Мартина Лютера 31 октября 1517 г. с 95 тезисами против торговли индульгенциями. В них выступал против продажи индульгенций и власти Папы над отпущением грехов. Провозглашал, что церковь и духовенство не являются посредником между человеком и Богом. Церковь не может давать «отпущение грехов» и «спасение души» в силу особых полномочий от Бога, которыми она якобы наделена. Человек достигает «спасения души» (или «оправдания») не через церковь и её обряды, а при помощи веры, даруемой ему непосредственно Богом.

Он утверждал, что душа человека спасается не добрыми делами, не посеще­нием служб, не заступничеством церкви, не таинствами, а верой. Между Богом и человеком нет посредников. Догмат о спасении только через веру, единственным источником религиозной истины является Свя­щенное Писание (Ветхий и Новый Завет). Истинность Свя­щенного Предания (решения церковных соборов, папские буллы и др.) Лютером отвергалась. Ненужными становились пышный культ, таинства (Лютер признавал лишь два из семи — крещение и причащение), духовный авторитет папы, особое сословие духо­венства.

10 декабря 1520 года при огромном скоплении народа Лютер сжёг папскую буллу, где осуждались его взгляды. Здесь в дело вмешалась светская власть. Вновь избранный император Священной Римской империи Карл V вызвал Лютера на имперский сейм в Вормсе с целью убедить его отказаться от своих взглядов — подобно тому, как сто лет назад подобную попытку предпринял Император Сигизмунд в отношении Гуса. Лютеру дали два дня, чтобы дать ответ на вопрос о том, готов ли он отречься. В конце второго дня Лютер, стоя перед императором, окружённым верховными светскими и духовными правителями Германии, ответил: «На том стою. Не могу иначе. Да поможет мне Бог».

Пути назад больше не было. Согласно Вормсскому эдикту 1521 г. (объявивший Мартина Лютера еретиком и преступником и запретивший издание и распространение его трудов. Предоставление Лютеру убежища или иной помощи также расценивается как преступление против законов империи) Лютер был поставлен вне закона на территории Священной Римской империи.

В 1522-1523 гг. в Германии вспыхнуло восстание рыцарей, которые требовали проведение реформы церкви, секуляризации ее земельных владений.

В 1524—1525 гг. германские земли были охвачены Крестьянской войной, которая началась под религиозными лозунгами. Идеи анабапти­стов. Они отрицали не только официальную, католическую, цер­ковь, но и Священное Писание, считая, что каждый верующий мо­жет получить откровение Господа, обратившись к нему душой и сердцем.

Главной идеей восстания, охватившего Швабию, Вюртемберг, Франконию, Тюрингию, Эльзас и альпийские земли Австрии, было установление Царства Божия на земле. Как считал один из его ду­ховных лидеров Т. Мюнцер (1490—1525), путь к этому царству лежит через ниспровержение монархов, уничтожение монастырей и зам­ков, полного равенства. Главные требования: восстановление общинного землевладения, отмена повинностей, ре­форма церкви.

Ни Лютер, ни жители городов не поддержали требования вос­ставших. Войска германских князей разгромили плохо организован­ные крестьянские армии. При подавлении восстания погибло около 150 тыс. крестьян.

Эта победа значительно увеличила влияние князей, все меньше считавшихся с мнением римско-католической церкви и императоров.

Шпейерская протестация - протест, поданный 19 апреля 1529 г. шестью князьями и 14 свободными городами Священной Римской империи[1] на рейхстаге в Шпейере, против преследования лютеран. По названию данного документа сторонники Реформации получили впоследствии название протестантов, а совокупность возникших в результате Реформации некатолических конфессий — протестантизм. Во владениях протестующих (протестант­ских) князей закрывались монастыри и католические храмы, их земли переходили в руки светских властителей.

Захват церковных земель и подчинение церкви светским власти­телям стали неизбежными. В этих целях 25 сентября 1555 г. в империи был за­ключен Аугсбургский религиозный мир(на рейхстаге в Аугсбурге между лютеранами и католиками), принят принцип «чья власть, того и вера».

Аугсбургский мир признал лютеранство официальной религией и установил право выбора вероисповедания. Каждый субъект империи мог свободно перейти из католичества в лютеранство или обратно. Принадлежность к тому или иному вероисповеданию не могла служить причиной ограничения данного субъекта в правах. В свободных имперских городах был введён принцип равных прав представителей обоих конфессий на отправление религиозных культов. Свободу вероисповедания получили также имперские рыцари, находившиеся в непосредственной вассальной зависимости от императора.

Условия договора имели статус имперского закона, легли в основу государственного устройства Священной Римской империи нового времени и обеспечили восстановление политического единства и стабильность в Германии на протяжении второй половины XVI века.

 

Кальвинизм. Ситуация, аналогичная германской, сложилась и в Швейцарии, где авторитет католической церкви упал из-за злоупотреблений, разврата и невежества клириков. Монопольное положение церкви в области идеологии здесь также было подорвано успехами светского образования и гуманизма.

Швейцарский реформатор церкви, вы­ходец из Франции Жан Кальвин (1509—1564) создал учение, которое получило большую популярность в городах, особенно в среде предпринимателей. Согласно его взглядам, если человеку везет в жизни, в земных делах, в частности в торговле и предпринима­тельстве, то это знак, свидетельствующий о благоволении к нему Бога. Более того, знак, что при условии праведного поведения он обретет спасение души. Кальвинизм жестко регламентировал по­вседневную жизнь человека. Так, в Женеве, принявшей взгляды Кальвина, были запрещены развлечения, музыка, ношение модной одежды.

Учение об абсолютном предопределении, вопрос о спасении души человеческой предрешен извечно, еще до акта творения Богом рода человеческого. Бог предначертал каждому человеку его участь: одним — вечное проклятие и скорбь, другим, избранным, — вечное спасение и блаженство. Человек не только не может влиять на свою судьбу — он не в силах даже осмыслить вопрос о спасении, он способен лишь веровать в своё избранничество, прикладывая всё своё трудолюбие и энергию, чтобы достичь успеха в мирской жизни. Профессия человека — часть его религиозного долга, успех в профессии, богатство, преуспева­ние — признак предызбранности к спасению. Мирское при­звание отражает призвание Божественное.

Человек должен быть уверен, что он является Божьим избранником. Эта покорность проявляется не в пассивности, бездействии, а в мирской активности, энергии, профессиональных успехах, стремлении к процветанию.

Идеи Кальвина получили широкое распространении в Швейцарии и за её пределами, послужив основой для Реформации в Англии и Нидерландской революции.

Порвала с католической церковью и Англия. Поводом к это­му стал конфликт между папой и королем Генрихом VIII (1509—1547). Не получив разрешения Рима на развод, он добил­ся в 1534 г, от парламента принятия закона, по которому в Ан­глии учреждалась новая, англиканская, церковь. Главой ее про­возглашался король. Ему переходило право проводить реформы церкви, искоренять ересь, назначать священнослужи­телей. Закрывались монастыри, конфисковывались земли церкви, богослужение стало вестись на английском языке, от­менялся культ святых и нормы, требующие от духовенства со­блюдения обета безбрачия.

 

 

Реформация вызвала ответную реакционную политику со стороны Католической Церкви, которая получило название Контрреформации. В итоге католическими остались Италия, Испания, юг Германии, часть кантонов Швейцарии, Ирландия. В конце XVI века католицизм победил на юге Нидерландов (современной Бельгии) и в Речи Посполитой.

Католическая церковь не могла противостоять идеям Реформа­ции. Новым инструментом ее политики стал орден иезуитов, осно­ванный Игнатием Лойолой (1491—1556). Орден строился на прин­ципах жесткой дисциплины, его члены давали обеты нестяжательства, безбрачия, послушания и безоговорочного повиновения папе. Основной принцип ордена состоял в том, что любые дей­ствия оправданны, если они служат истинной религии, т.е. римско-католической церкви. Иезуиты проникали в структуры власти, про­тестантские общины, стремились ослаблять их изнутри, выявляя еретиков. Они создавали школы, где готовились проповедники, спо­собные полемизировать со сторонниками Реформации.

 

Внешне это проявлялось в насильственном подавлении реформаторского движения путём преследования протестантов, распространения инквизиции и создания Индекса запрещённых книг.

В 1536 году папа Павел III создал специальную комиссию, в состав которой пригласил членов общества «Часовня Божественной любви», которые составили отчёт, что во многих злоупотреблениях в Католической Церкви были виновны папы и кардиналы, ставившие меркантильные интересы выше духовных. В 1545 году по инициативе Павла III был созван Тридентский собор, который должен был дать ответ на многие важные духовные вопросы современности.

Созванный в 1545 г. Тридентский собор подтвердил основные догматы католической церкви, осудил принцип свободы вероиспо­ведания, ужесточил требования к соблюдению католическими свя­щенниками норм праведной жизни. Этот собор положил начало контрреформации — борьбе католической церкви за сохранение своего влияния. Возросли масштабы деятельности инквизиции. Так, ею было расценено как еретическое учение польского астроно­ма Н. Коперника (1473—1543), доказывавшего, что Земля не явля­ется центром Вселенной. Инквизиция приговорила к сожжению его последователя Д. Бруно (1548—1600), который отказался от­речься от высказанных им идей. Поднялась волна преследования ведьм, колдунов, людей, обвиненных в пособничестве нечистой си­ле, еретических взглядах.

Результаты Реформации:

1. Рухнуло единст­во и диктатура католической церкви. Папа потерял свое могущество в идеологической сфере.

2. Возникновение новых христианских вероисповеданий.

3. Укрепление светской власти и развитие национальных государств.

4. Единая церковь была заменена множеством национальных церквей

5. Национальные церкви способствовали росту национального сознания народов Европы.

Лишь к середине XVII в., после Тридцатилет­ней войны (1618—1648), религиозное противостояние пере­стало быть пружиной войн и конфликтов.

Конец Реформации - Вестфальский мир обозначает два мирных соглашения на латыни — Оснабрюкское и Мюнстерское, подписанные 15 мая и 24 октября 1648 года соответственно. Они завершили Тридцатилетнюю войну в Священной Римской империи и Восьмидесятилетнюю войну между Испанией и Соединёнными провинциями Нидерландов.

По Вестфальскому миру Швеция получила Западную Померанию с портом Штеттин, некоторую часть Восточной Померании, право на Померанский залив с прибрежными городами. Под фактический контроль Швеции перешли устья крупнейших рек северной Германии. На какое-то время Швеция превратилась в великую европейскую державу, осуществляющую господство над Балтикой и оказывающую влияние на немецкие государства.

Франция получила Эльзас (кроме Страсбурга) и опеку над рядом городов.

Голландия стала признанным независимым государством. Признание своего суверенитета получил также Швейцарский союз.

Существенные изменения произошли среди германских княжеств. Значительно расширил свои владения и влияние Бранденбург (будущая Пруссия), усилились Бавария и Саксония. В то же время Вестфальский мир закрепил раздробленность Германии.

По итогам Вестфальского мира религиозный фактор перестал играть важную роль в европейской политике. Начала складываться система национальных государств.

Значение Вестфальского мира: этот мир положил начало развитию современного международного права, основными принципами которого являются: равноправные государства, обязательство решать проблемы мирным путём, идея совместного поддержания порядка. Также в результате подписания данного мира появляется понятие суверенитета.

Реформация была религией, соответствовавшей особому характеру мироощущения горожан XVI в. с присущими ему жаждой свободы и жизни вооб­ще и стремлением к определенности во всем, в том числе в вопросе спасения и посмертного воздаяния. Реформация и в этом смысле открывала эпоху, на пороге которой стояла дру­гая Европа, Европа Нового времени.

 

 

4 октября 1582 г. по инициативе папы Гри­гория XIII католические страны провели реформу календаря. Григорианский календарь исправлял ошибки юлианского, вводил високосный год и вполне соответствовал духу време­ни, стремившегося к большей точности измерений: следующим днём после четверга, 4 октября стала пятница, 15 октября (дней с 5 по 14 октября 1582 в григорианском календаре нет). Длительность года равнялась 365,2425 суток, високосного года - 366. Ошибка в одни сутки накапливалась за 3200 лет, а у юлианского календаря - каждые 128 лет.

 

Политика. Основы новых политических идей в Европе заложил итальянец Никколо Макиавелли (1469-1527),занимавший государственную должность секретаря во Флорентийской республике, автор знаменитой книги «Государь». Макиавелли четко разграничивал нравственность частную и политическую, считая, что между ними нет ничего общего. Благо народа – высший закон. У каждого народа, есть своя судьба, свое предназначение, избегать или изменить которые невозможно. Гениальность политических лидеров и чистота общественных нравов могут только оттянуть, отсрочить момент падения государства, если он предопределен. Все средства, ведущие к достижению общественного блага, оправдываются этой целью.

 


[1] Священная Римская империя германской нации - государственное образование, с 962 г. по 1806 г. и объединявшее территории Центральной Европы. Германия, являвшаяся её ядром, северная и средняя Италия, Швейцария, Бургундское королевство, Нидерланды, Бельгия, Чехия, Силезия, Эльзас и Лотарингия. Формально состояло из трёх королевств: Германии, Италии и Бургундии.

Империя была основана в 962 году восточнофранкским королём Оттоном I и рассматривалась как прямое продолжение античной Римской империи и франкской империи Карла Великого.