Оценка результатов

Каждое задание оценивается баллом от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая).

Задание 1.

1 балл – у нарисованной фигуры должны быть голова, туловище, конечности. Голову с туловищем соединяет шея (она не должна быть больше, чем туловище). На голове – волосы (возможны шапка или шляпа), уши, на лице – глаза, нос, рот. Верхние конечности заканчиваются рукой с пятью пальцами. Признаки мужской одежды. Рисунок сделан так называемым синтетическим способом, т.е. контурным изображением с соблюдением пропорций.

2 балла – выполнение всех требований, как и в оценке 1, кроме синтетического способа изображения. Возможны 3 отсутствующие части тела: шея, волосы, 1 палец руки, но не должна отсутствовать какая-либо часть лица.

3 балла – у фигуры на рисунке должны быть голова, туловище, конечности, руки, и ноги нарисованы двумя линиями. Отсутствуют: уши, волосы, одежда, пальцы на руках, ступни на ногах.

4 балла – примитивный рисунок головы с туловищем. Конечности (достаточно лишь одной пары) изображены одной линией.

5 баллов – отсутствует ясное изображение туловища и конечностей. Каракули.

Задание 2.

1 балл – имитация, которую можно прочитать. Буквы могут в 2 раза по величине превосходить те, что на образце (но не больше). Буквы образуют 3 слова. Предложение отклонено от прямой линии не более, чем на 30°.

2 балла – предложение можно прочитать. Величина букв близка к образцу, и их прямота не обязательна.

3 балла – буквы должны быть разделены на 2 группы, можно прочесть хотя бы 4 буквы.

4 балла – с образцом схожи хотя бы 2 буквы. Вся группа имеет еще видимость «письма».

5 баллов – каракули.

Задание 3.

1 балл – точное воспроизведение образца. Одна точка может выходить из рамок столбика или строки. Уменьшение образца допускается не больше, чем в полтора раза.

2 балла – количество и состав точек должны соответствовать образцу. Можно опустить 3 точки и 0,5 ширины пробела между строчками или столбиками.

3 балла – общее впечатление – похоже на образец. Высотой и шириной отличается не больше, чем в 2 раза по сравнению с образцом. Точек не должно быть больше 20-ти и меньше 7-ми. Возможны некоторые перестановки в расположении точек до 180о.

4 балла – рисунок лишь напоминает образец, но все-таки он сделан из точек. Величина и количество точек не существенны. Другие изображения, например линии, недопустимы.

5 баллов – каракули.

Оценка полученных результатов. Детей с результатом 15 баллов необходимо рекомендовать к дальнейшему медико-педагогическому обследованию. «Школьно-зрелыми» считаются дети, получившие в сумме за выполнение трех заданий данного теста 3–5 баллов, «средне-зрелыми» – 6–9 баллов и «незрелыми» – 10 иболее баллов.

Многие исследователи считают, что ведущей деятельностью дошкольников является игровая и поэтому необходимо диагностировать развитость игровой деятельности как одного из критерия подготовки к деятельности учебной. Б.Д. Эльконин предлагал в качестве основных критериев готовности к школьному обучению использовать:

1. Сформированность игровой деятельности, проявляющаяся: в способности к переносу значений с одного предмета на другой; в умении соотносить роль и правило; в умении подчиниться открытому правилу игры; в высоком уровне развития наглядно-образного мышления; в использовании символических средств; в высоком уровне развития общих представлений.

2. Наличие характерных для учебной деятельности зачатков новообразований.

Однако известный отечественный психолог Л.И. Божович основное внимание обращала на личностное развитие дошкольников, сформированность его потребностно-мотивационной сферы.

Попадая в школу, с классно-урочной системой и действующими программами, от ребенка требуются: определенный уровень производительности действий; умения организовывать свою двигательную активность; действовать в соответствии с указаниями взрослого; анализировать предлагаемый образец; определенного уровня развития мышления и речи; наличия желания идти в школу.

Ядром готовности, с точки зрения психологии, являетсяпсихологическая готовность. Е.Е. Кравцовой выделено четыре подхода к готовности к школе: первый – ориентирован на формирование у детей дошкольного возраста определенных умений и навыков, необходимых для обучения в школе; второй – определяются требования, предъявляемые к ребенку в школе, и исследуются новообразования и другие изменения в психике ребенка, которые наблюдаются к концу дошкольного возраста; третий – включает исследования, ориентированные на изучение природы отдельных компонентов учебной деятельности и выявление путей их формирования в рамках специально организованных учебных занятий; четвертый - направлен на выявление уровня сформированности единого психического новообразования, лежащего у истоков учебной деятельности.

Адаптация к школе – довольно длительный процесс, имею­щий и физиологические, и психологические аспекты.

Первый этап – ориентировочный на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, когда дети отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически всех систем организма. Продолжительность «физиологической бури» длится около 2–3 недель. На данном этапе нет экономии ресурсов организма, а наоборот он тратит все, что есть, а иногда и больше; поэтому учителю так важно помнить об этом и не нагружать организм ребенка.

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптималь­ным) варианты реакций на эти воздействия. На этом этапе организм тратит меньше ресурсов, чем на первом, «буря» начинает затихать.

Третий этап – период относительно устойчивого приспособ­ления, когда организм находит наиболее подходящие (оптималь­ные) варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школь­ник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, ста­тическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужден­ной «сидячей» позе, или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей ра­ботой. Поэтому чем большее напряжение потребуется от каждой системы, тем больше ресурсов израсходует организм. Возможно­сти детского организма далеко не безграничны, а длительное функ­циональное напряжение и связанные с ним утомление и пере­утомление могут привести к нарушению здоровья.

Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5–6 недель.

Взаимодействие со взрослыми сохранят свое значение на протяжении всего школьного возраста, также у ребенка-дошкольника возникает потребность общения со сверстниками и возрастает число контактов с ними. Контакты способствуют формированию осознания своего положения в их среде и формированию личности ребенка.

С точки зрения К.М. Хоруженко, школьная дезадаптация - специфические школьные трудности - связывается с отклонениями в учебной деятельности, проявляющимися в виде затруднений в учении, отставании в учёбе, в неуспеваемости и конфликтах с одноклассниками. Причины школьной дезадаптации кроются в невнимании к ребёнку со стороны учителей, родителей, в отсутствии необходимой своевременной помощи, в ошибках семейного воспитания (диктат, гиперопека и т.п.). Она может быть направлена как на себя, так и на окружающих.

Дезадаптация подразделяется на патогенную (возникают неврозы, истерики), психологическую (проявление характера), социально-психологическую (проявляется в виде неуспеваемости по предметам, недисциплинированности, конфликтности, грубости, нарушении взаимоотношений) и социальную (девиантное поведение, совершение правонарушений).

Дезадаптация может быть связана:

1) с умственным недоразвитием, неполноценностью части школьников, из-за чего они не могут овладеть учебным материалом или испытывают большие трудности;

2) с неумением учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности;

3) с большим объёмом и сложностью материала, который необходим для усвоения и запоминания;

4) с большими затратами времени на учение, когда остаётся мало времени для того, чтобы наслаждаться различными играми и увлечениями;

5) с однообразием школьной жизни и учебным процессом. С непродуманностью организации учебного и воспитательного процессов;

6) с насильственной позицией взрослых по отношению к детям;

7) с отрицательным отношением к школе и учителям в некоторых семьях, связанным с необразованностью родителей или с их печальным школьным опытом.