Определение целей рекламы
Классификация и планирование рекламных кампаний
Рекламные кампании
Основой рекламной деятельности в маркетинге является рекламная кампания— несколько рекламных мероприятий, объединен-
ных одной целью (целями), охватывающих определенный период времени и распределенных во времени так, чтобы каждое из них дополняло другие. Мероприятия рекламной кампании можно сравнить с набором матрешек. Как матрешки, они должны «входить» одно в другое, иметь одну форму, стиль, составлять вместе единое целое. Более того, в ходе проведения рекламной кампании для достижения поставленных целей часто используются приемы и методы других элементов маркетинговых коммуникаций: пропаганда, стимулирование сбыта, участие в выставках, связи с общественностью и т.д. Рекламные кампании отличаются большим многообразием. Их можно классифицировать по признакам, приведенным в табл. 9.3.
Классификация рекламных кампаний
Таблица 9.3
Признак классификации | Кампании |
Цель | Поддержка конкретного товара Формирование имиджа предприятия |
Территориальный охват | Локальные — город, район Региональные Национальные Международные |
Сроки проведения | Краткосрочные — до года Долгосрочные — более года |
Направленность | Целевые — конкретные сегменты рынка Общественно-направленные — широкие слои общественности |
Диапазон использования средств распространения рекламы | Монокампании — одно средство Поликампании — более одного средства |
Интенсивность | Ровные Нарастающие Нисходящие |
Особое внимание следует обращать на такой признак, как интенсивность. При проведении ровной рекламной кампании мероприятия распределяются во времени равномерно (например, могут чередоваться через примерно равные интервалы публикации в прессе, радиообъявления и т.д.). Такая кампания имеет смысл при достаточной известности предприятия — для поддержания его имиджа, для
напоминающей рекламы. Нарастающая рекламная кампания строится по принципу усиления воздействия на целевую аудиторию. Пик рекламных мероприятий может приходиться, например, на период, совпадающий с началом массовых поставок товаров в розничную торговлю. Нисходящая рекламная кампания предполагает постепенное снижение интенсивности рекламного воздействия на целевую аудиторию.
В зависимости от целей маркетинга при проведении рекламной кампании ориентируются либо на относительно небольшую аудиторию постоянных потребителей, добиваясь интенсивного воздействия, либо на максимально большую аудиторию потенциальных покупателей. В первом случае речь идет об интенсивной кампании, когда акцент делается на увеличение числа контактов каждого индивида с носителем рекламы. Цель может заключаться, например, в обновлении устаревшего образа товара или же в создании нового образа, не существовавшего ранее. Во втором случае можно говорить об экстенсивной кампании, когда акцент делается на охват аудитории. Целью такой кампании может быть, например, поддержание уже сложившегося достаточно известного образа товара или же информирование как можно большего количества потребителей о наличии того или иного товара (рис. 9.4).
Рис. 9.4. Интенсивная и экстенсивная рекламные кампании
Известен ряд условий, соблюдение которых повышает эффективность рекламной кампании:
» осуществление предварительных маркетинговых исследований с учетом динамичной природы рынка;
* создание обоснованной и запоминающейся рекламной продукции, должным образом воздействующей на заранее выбранную целевую аудиторию;
» использование средств распространения рекламы, наиболее целесообразных для решения поставленных задач и учитывающих специфику целевой аудитории.
Данный комплекс условий обеспечивается в результате совместных согласованных действий:
» рекламодателя — заказчика рекламной кампании;
» рекламного агентства — создателя, организатора и координатора рекламной кампании;
» средств распространения рекламы — канала доведения рекламной информации до целевой аудитории.
Исходя из вышеизложенного, можно установить последовательность этапов рекламной кампании, реализация которых должна представлять собой целостный процесс:
1) определение целей рекламы;
2) принятие решений о рекламном обращении;
3) выбор средств распространения рекламы,
4) разработка рекламного бюджета;
5) оценка эффективности рекламной деятельности.
Каждый из перечисленных этапов имеет свои особенности и требует отдельного анализа с учетом творческого характера рекламной деятельности и ее непрерывного развития.
Цели рекламыопределяются принятой на предприятии общей стратегией маркетинга и его коммуникационной стратегией. Огромное разнообразие возможных целей можно свести к двум большим группам:
1) цели в сфере сбыта, достижение которых должно привести
к ощутимому приросту объемов продаж или побудить потребителей
к приобретению товаров;
2) цели в сфере коммуникаций, предполагающие передачу оп
ределенных идей, формирование имиджа предприятия, изменение
потребительских привычек, что должно способствовать росту уров
ня продаж в долгосрочной перспективе.
В соответствии с таким подходом могут быть выделены наиболее типичные цели рекламы.
Реклама, имеющая целью формирование имиджа предприятия, как правило, направлена на внушение общественности желаемого
его образа. Обычно рекламодатели стремятся к тому, чтобы название фирмы ассоциировалось у людей с надежностью, уверенностью, качеством предлагаемых товаров. Такая реклама направлена на дифференциацию предприятий.
Многим товарам необходим собственный образ (имидж), отличный от образов конкурирующих товаров. Реклама, направленная на создание имиджа товара, стремится подчеркнуть его отличительные особенности.
Цель, состоящая в предоставлении информации о товаре, может выдвигаться при необходимости ознакомления целевой аудитории с особенностями конкретных товаров. Такая реклама должна вызвать у целевого рынка интерес к ним и желание реализовать этот интерес посредством покупки. Кроме того, предоставление информации о товаре может стать целью рекламы при ознакомлении рынка с товарами-новинками или новыми характеристиками существующих товаров.
Рекламные мероприятия, направленные на корректировку представлений о деятельности предприятия, предназначены для исправления сложившегося мнения о нем и предлагаемых товарах. Достижение подобной цели, как правило, существенно облегчается, когда сложившиеся искаженные представления не имеют под собой реальной основы. В противном случае от предприятия потребуются предварительные усилия по устранению недостатков.
В случае необходимости переломить негативный взгляд и сформировать у целевой аудитории предпочтительное отношение к предлагаемым товарам перед рекламой выдвигается цель изменения отношения к товару.
Реклама, направленная на побуждение к приобретению товара, чаще всего применяется по отношению к новым товарам. Однако ее используют и при внедрении предприятия на новые рынки. Основной акцент в подобной рекламе делается на выгодах, которые получит покупатель от потребления товара. Для этого предлагаются меры по стимулированию сбыта. Как правило, подобные рекламные мероприятия призывают потенциальных потребителей совершить покупку не откладывая.
В условиях, когда предлагаемый на рынке объем товаров реализуется не полностью и имеются резервы, реклама призвана содействовать увеличению продаж. Это чаще всего достигается усилением рекламного воздействия на целевую аудиторию.
Цель рекламы, состоящая в противодействии конкуренции, направлена на преодоление рекламной деятельности конкурентов.
Она может быть достигнута за счет подчеркивания преимуществ предлагаемых товаров, особого творческого замысла рекламного обращения, а также путем увеличения охвата, частоты и силы воздействия рекламы.
Реклама, преследующая цель подтверждения имиджа, носит, как правило, подкрепляющий характер и направлена на внушение потребителям уверенности в правильности сделанного выбора в пользу предприятия и его товаров.
Для регулярного напоминания о своей деятельности предприятием используется реклама, направленная на поддержание осведомленности и спроса. Она способствует также укреплению позиций предприятия на рынке. Дело в том, что со временем первоначальный потенциал спроса даже на самые популярные товары начинает снижаться. В этом случае реклама должна не только поддерживать интерес покупателей к ним, но и обеспечивать рост спроса.
Рассмотренные выше цели — наиболее общие. В зависимости от особенностей потребительских свойств товаров, рыночной ситуации, методов сбыта, цели рекламы могут быть как широкими, так и более узкими, конкретными. Четкая их постановка является залогом эффективности рекламной деятельности.
Цели рекламы определяют подходы к разработке рекламного обращения.