Виды открытых вопросов


Таблица 2.5


 

Название Суть постановки вопроса Примеры
Неструкту­рированный Допускает любую словесную форму ответа Каково Ваше мнение о предприятии А?
Подбор словесных ассоциаций Опрашиваемому называют­ся отдельные слова с целью выяснить возникающие у него ассоциации Какие ассоциации вызыва­ет у Вас предприятие А?
Завершение предложения Предлагается завершить не­законченное предложение Я пользуюсь товарами пред­приятия А потому, что... (закончите предложение)
Завершение рассказа Предлагается завершить не­законченный рассказ Вы посетили офис пред­приятия А и это вызвало у Вас следующие чувства... (закончите рассказ)

Окончание табл. 2.5

 

Название Суть постановки вопроса Примеры
Завершение рисунка Опрашиваемого просят пред­ставить себя на месте одно­го из героев, как правило, шутливого рисунка и от его имени написать на рисунке собственное мнение На рисунке изображены два собеседника. Один из них говорит. «Я буду пользовать­ся товарами предприятия А». Представьте себя на месте другого собеседника. Что бы Вы сказали в ответ?
Тематический апперцепци­онный тест Предлагается придумать рассказ по предложенной картинке На картинке выставочного стенда предприятия А изо­бражены два человека. При­думайте рассказ о том, что на картинке может про­изойти

Особая роль в анкете принадлежит контрольным вопросам.Их назначение — проверка достоверности данных. Допустим, основ­ной вопрос такой: «Какие характеристики предлагаемых нашим предприятием услуг в наибольшей степени Вас удовлетворили?» Контрольный вопрос может быть следующим: «Пользовались ли Вы услугами нашего предприятия?» Сопоставление ответов на эти во­просы дает информацию об искренности опрашиваемого. Необхо­димо подчеркнуть, что контрольный вопрос никогда не должен сле­довать за тем вопросом, ответ на который он контролирует: ответ опрашиваемого на каждый последующий вопрос находится под влиянием содержания ответа на предыдущий.

Завершают анкету заключительные вопросы.Их цель — снятие психологического напряжения у респондента (например, «Не уто­мила ли Вас наша беседа?»). В последний раздел анкеты включают также вопросы, позволяющие определить социально-демографический портрет респондентов (пол, возраст, место жительства, социальное положение, образование, уровень доходов и т.д.).

В конце анкеты обязательно следует выразить благодарность оп­рашиваемомуза участие в исследовании.

Повышению качества анкет и успешному проведению с их по­мощью сбора данных будет способствовать выполнение следующих рекомендаций.

1. Соблюдение принципиальных требований к формулированию во­просов:

* вопросы должны быть простыми и понятными; « вопросы должны быть однозначными;


« вопросы должны быть нейтральными (исключающими прида­ние ответам определенной направленности);

* каждый вопрос должен быть настолько конкретен, насколько
это возможно;

» следует использовать общепринятую терминологию.

2. Соблюдение принципов построения анкет:

» инструкции и указания должны размещаться до соответствую­щих вопросов;

» порядок вопросов: от простых — к сложным, от общих — к спе­циальным, от непринужденных — к деликатным;

» не следует применять слишком много различных инструментов (например, сначала пяти-, а затем семиступенчатую шкалу);

» сначала размещаются вопросы, устанавливающие доверие, за­тем вопросы по существу, затем, если это необходимо, — контроль­ные и, наконец, — вопросы о личности;

* самые сложные вопросы, требующие анализа, размышления,
активизации памяти, помещаются в середине анкеты. К концу ан­
кеты сложность вопросов должна снижаться.

3. Выбор оптимального объема анкет:

» громоздкие анкеты вызывают большое число отказов респон­дентов;

* короткие анкеты создают впечатление незначительности обсуж­
даемой проблемы или самого факта обращения к мнению конкрет­
ного человека;

» максимальное время, необходимое для заполнения анкеты, при почтовом опросе не должно превышать 20—30 мин.

4. Предварительная оценка качества анкет:

» разработанные анкеты подвергаются логическому контролю, проверяются все вопросы и варианты ответов, а также композиция анкеты в целом;

* проводится пробный опрос небольшой (10—15 человек) группы
людей, на основе которого осуществляется доработка и уточнение
анкеты.

5. Обеспечение привлекательности анкет:

* внешний вид анкеты оказывает влияние на склонность респон­
дента к сотрудничеству (особенно при проведении почтовых опро­
сов);

» используемый шрифт должен быть отчетливым и четким, во­просы должны отделяться друг от друга;

» необходимо предусмотреть наличие свободного места для отве­тов на открытые вопросы.