Сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании преступлений (ст. 129 УПК).

По общему правилу расследование уголовного дела осуществляется единолично следователем. В то же время в случае сложности дела или его большого объема предварительное следствие может быть поручено нескольким следователям. Об этом указывается в постановлении о возбуждении уголовного дела или выносится отдельное постановление. Один из следователей (руководитель группы, бригады) принимает дело к производству и руководит действиями других следователей. В этом случае участникам процесса разъясняется право на отвод любого из состава следователей.

Студентам не следует отождествлять следственную группу, бригаду, состоящую только из следователей, и следственную группу с привлечением оперативных работников (следственно-оперативную группу). Порядок создания и функционирования последней регулируется ведомственными актами.

6.Соблюдение сроков предварительного расследования(ст. 121 и 133 УПК).

7.Привлечение к участию в расследовании заинтересованных и иных лиц(ст. 1331-138 УПК).

Расследование характеризуется широким кругом его участников. В процессе расследования принимают участие специалисты, эксперты, потерпевшие, гражданский истец, гражданский ответчик, переводчики, защитники, подозреваемые, обвиняемые и др.

8.Недопустимость разглашения данных предварительного расследования(ст. 139 УПК).

Данные предварительного расследования могут быть преданы гласности лишь с разрешения органа дознания, следователя или прокурора и в том объеме, в каком они признают это возможным.

В необходимых случаях участники процесса и другие лица предупреждаются о недопустимости разглашения данных расследования, о чем от этих лиц отбирается подписка с предупреждением об ответственности, предусмотренной ст. 310 УК.

9.Обязательность установления причин и условий, способствовавших совершению преступления, и принятия мер по их устранению(ст. 140 УПК).

10.Обязательность удовлетворения ходатайств, имеющих значение для дела(ст. 131 УПК).

Лицо, производящее дознание, следователь не вправе отказать подозреваемому, обвиняемому, их законным представителям и их защитникам, а также потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику или их представителям в производстве следственных действий по собиранию доказательств, если обстоятельства, об установлении которых они ходатайствуют, могут иметь значение для дела.

Имеющими значение для дела являются обстоятельства, указанные в ст. 20,21 и 68 УПК, а равно все другие обстоятельства, выяснение которых может иметь значение для правильного расследования дела.

О результатах рассмотрения ходатайств сообщается лицу, заявившему ходатайство. При полном или частичном отказе в удовлетворении ходатайства следователь обязан вынести постановление с указанием мотивов отказа.

11.Соблюдение порядка и формы досудебной подготовки материалов(ст. 141-142 УПК и др.).

12.Использование специальных познаний и научно-технических средств (ст. 1331, 1441, 184 УПК и др.).

Специальные познания реализуются в уголовном процессе в двух основных формах: в форме участия специалиста в следственных действиях и форме производства судебных экспертиз.

Научно-технические средства используются непосредственно лицом, производящим дознание, следователем или специалистом для обнаружения, изъятия и закрепления доказательств, а также экспертами при производстве экспертиз.

13. Обязательность взаимодействия следователя с органом дознания; средствами массовой информации; населением(ст. 119,127, 128 УПК и др.).

Последние две формы взаимодействия характерны также для деятельности органов дознания.

Особое значение для решения задач уголовного судопроизводства имеет взаимодействие следователя с органом дознания.

Взаимодействие следователя и органа дознания — согласованная их деятельность, основанная на законе и подзаконных актах, с целью наиболее успешного и эффективного решения задач уголовного процесса.

Это взаимодействие обусловливается следующими объективными предпосылками:

а) общностью стоящих перед следователем и органом дознания задач по борьбе с преступностью;

б) различием полномочий этих органов;

в) специфичностью их сил, средств и методов борьбы с преступностью;

г) самостоятельностью следователя и органа дознания, вытекающей из отсутствия административной подчиненности их друг другу.

Необходимость взаимодействия следователя и органа дознания возникает:

1) при выезде на осмотр места происшествия, в том числе при раскрытии преступлений «по горячим следам»;

2) при решении вопросов о возбуждении уголовных дел по оперативным материалам;

3) после возбуждения уголовного дела, расследование которого отнесено к подследственности следователя;

4) в следственных группах с привлечением оперативных работников, создаваемых для расследования сложных дел и дел о преступлениях прошлых лет;

5) когда следователь испытывает затруднения в отыскании доказательств и их источников;

6) когда в процессе расследования требуется осуществление функций, специфически присущих органу дознания;

7) когда следователь один физически не может эффективно произвести конкретное следственное действие;

8) когда неизвестно местонахождение имущества, на которое должен быть наложен арест для обеспечения гражданского иска или возможной конфискации имущества;

9) когда не обнаружено лицо, совершившее преступление и подлежащее привлечению в качестве обвиняемого;

10) при проведении предупредительно-воспитательной работы на обслуживаемом участке.

Правовой основой рассматриваемого взаимодействия являются нормы уголовно-процессуального законодательства, закона РФ от 5 июля 1995 г. «Об оперативно-розыскной деятельности», подзаконных актов Генеральной прокуратуры РФ и МВД РФ.

В правовой литературе различают процессуальные и организационные формы взаимодействия.

Процессуальные формы взаимодействия — способы взаимодействия, регламентированные уголовно-процессуальным законом.

Процессуальными формами взаимодействия являются:

1) поручение следователя органу дознания о производстве следственных и розыскных действий;

2) содействие органа дознания деятельности следователя по производству отдельных следственных действий;

3) уведомление следователя о результатах реализации оперативно-розыскных мер по делам, переданным ему органом дознания, до установления преступника;

4) производство по судебному решению контроля и записи переговоров (ст. 119, 127, 1741 УПК).

Организационные формы взаимодействия — способы взаимодействия, выработанные следственной и оперативно-розыскной практикой и регламентированные подзаконными актами.

К ним можно отнести:

1) извещение органом дознания следователя, обслуживающего участок, где совершено преступление, либо специализирующегося по делам данной категории, о начатом расследовании такого преступления;

2) направление следователю материалов проверки по данным, полученным оперативно-розыскным путем, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела;

3) ознакомление следователя с результатами оперативно-розыскной деятельности, имеющими отношение к возбуждаемым и расследуемым им уголовным делам;

4) согласованное планирование следственных действий и оперативных мероприятий по делам, находящимся в производстве следователя;

5) совместное обсуждение собранных по делу доказательств и оперативно-розыскных данных;

6) создание следственно-оперативной группы для раскрытия преступлений «по горячим следам», для расследования сложных и трудоемких дел, а также дел о преступлениях прошлых лет (не раскрытых ранее или возвращенных на дополнительное расследование);

7) создание следственно-оперативных групп для выезда на места происшествий;

8) взаимное информирование о наличии доказательств и оперативных данных, представляющих интерес для следователя и органа дознания;

9) осуществление организационного руководства взаимодействием со стороны руководителя горрайоргана внутренних дел.

14. Наличиепрокурорского надзора (ст. 211-217 УПК),ведомственного контроля (ст. 119,120,1271 УПК)и в ограниченных пределах судебного контроля (ст. 113, 209, 2202 УПК и др). Надзор прокурора осуществляется за своевременностью и правильностью исполнения законов органами дознания и предварительного следствия. При этом прокурор обладает обширными полномочиями по осуществлению данного вида надзора.

Ведомственный контроль за деятельностью лица, производящего дознание, осуществляется начальником органа дознания, а за деятельностью следователя — начальником следственного подразделения (отдела, части, комитета).

Начальник следственного отдела осуществляет контроль за своевременностью действий следователей по раскрытию, расследованию и предупреждению преступлений, принимает меры к наиболее полному, всестороннему и объективному производству предварительного следствия по уголовным делам.

 

Дополнительная литература

 

1. Власов В. И. Расследование преступлений. Проблемы качества. М., 1988.

2. Гуляев А. П. Следователь в уголовном процессе. М., 1981.

3. Дербенев А. П. Взаимодействие следователя с органами дознания в расследовании преступлений. М., 1983.

4. Зинатуллин 3. 3; Салолов М. С., Чулюкин Л. Д. Подследственность уголовных дел. Казань, 1986.

5. Кокурин Г. А. Организационные основы деятельности следственно-оперативных групп. Екатеринбург, 1996.

6. Ларин А. М. Расследование по уголовному Делу: процессуальные функции. М.,1986.

7. Ленский А. В. Досудебное (предварительное) производство в современном уголовном процессе России и его эффективность. Томск, 1998.

8. Рыжаков А. П. Органы дознания в уголовном процессе. М., 1999.

9. Сидоров В. Е. Начальный этап расследования: организация, взаимодействие, тактика. М.,1992.

10. Тадживв X. С. Прокурорский надзор и ведомственный контроль за расследованием преступлений. Ташкент, 1985.

11. Шарафутдинов Ш. Ф. Соединение и выделение уголовных дел и материалов в советском уголовном процессе. Уфа, 1990.

12. Шимановский В. В. Общие условия предварительного следствия. Л., 1983.

 

Контрольные вопросы и задания

 

1. Почему предлагается стадию предварительного расследования называть стадией досудебной подготовки материалов?

2. Какими признаками обладает досудебная подготовка материалов как стадия процесса?

3. Какие формы установления фактических обстоятельств преступления включает в себя досудебная подготовка материалов?

4. Какие непосредственные задачи стоят перед досудебной подготовкой материалов?

5. Какое значение имеет досудебная подготовка материалов?

6. В чем сущность досудебной подготовки материалов?

7. Что представляет собой предварительное расследование?

8. Какие формы расследования предусмотрены действующим законодательством?

9. В чем сущность предварительного следствия?

10. Какие виды дознания предусмотрены действующим законодательством?

11. В чем сущность дознания по делам, по которым предварительное следствие обязательно?

12. Как определяется понятие неотложных следственных действий?

13. Каков характер перечня неотложных следственных действий?

14. Назовите неотложные следственные действия.

15. В чем сущность дознания по делам, по которым предварительное следствие не обязательно?

16. Что объединяет предварительное следствие и дознание в качестве форм расследования?

17. Какими признаками различаются предварительное следствие и дознание?

18. Что представляет собой подследственность уголовных дел?

19. Какие признаки входят в понятие подследственности?

20. Какой признак подследственности имеет преимущественное значение?

21. Какой признак обязательно присутствует в понятии подследственности?

22. Каковы сроки дознания и предварительного следствия?

23. Каким образом и кем продлеваются сроки расследования?

24. Какие органы и должностные лица осуществляют надзор, ведомственный и судебный контроль за деятельностью органов расследования?

25. Какие ходатайства участников процесса являются имеющими значение для дела?

26. Какими процессуальными правами обладает начальник следственного отдела?

27. Как следует понимать индивидуализацию расследования?

28. Что понимается под общими условиями предварительного расследования?

29. Перечислите общие условия предварительного расследования.

30. Как понимается общее условие в виде своевременного начала предварительного расследования?

31. Что означает сочетание единоличных и коллегиальных начал в расследовании преступлений?

32. Что представляет собой взаимодействие следователя и органа дознания?

33. Какими предпосылками обусловлено взаимодействие следователя и органа дознания?

34. В каких случаях требуется взаимодействие следователя и органа дознания?

35. Что представляют собой организационные формы взаимодействия следователя и органа дознания?

36. Какие способы взаимодействия следователя и органа дознания относятся к числу организационных форм?

37. Что представляют собой процессуальные формы взаимодействия следователя и органа дознания?

38. Какие способы взаимодействия следователя и органа дознания относятся к числу процессуальных форм?