Где же был Эдем?

Шумер современный совсем не похож на то место, где когда-то цвела самая ранняя цивилизация человечества. Это место к югу от Багдада до Персидского залива — обширная, однообразная равнина. Эта земля создана водой, потому что ее почва — аллювиальный ил, нанесенный сезонными наводнениями Тигра и Евфрата. У здешних строителей нет возможности использовать в работе ни камень, ни дерево. Весной из-за дождей равнина покрывается травой. Лето длится 6 месяцев, и температура поднимается до + 52°С. Как сказал знаменитый английский археолог XIX в. Остин Генри Лэйярд: «Пустыня есть пустыня: чувство благоговения приходит на смену любопытству, ибо пустота — это облегчение разума, путь к надежде, повествование о том, что ушло в прошлое» [1].

В коричневых, иссушенных сегодня равнинах была очень плодородная почва. Ирригация начала здесь развиваться в шестом тысячелетии до н.э.: система каналов, бассейнов, арыков обеспечивала достаточное количество питания, а это — предварительное условие для возникновения городов.

Пышноцветие шумерской земли было столь роскошным и поразительным, что вполне могло породить в Ветхом Завете миф о рае на земле — об Эдеме.

Где же был Эдем? Традиции отводят ему место в Месопотамии. Некоторые ученые пытаются доказать, что он находился на юге Ирана. Но вот в руинах Ннппура была найдена клинописная табличка, в которой обнаружена связь между шумерским мифом и библейской историей. В ней говорится о чистой и светлой земле, не знавшей ни болезней, ни смерти. В этом спокойном царстве по воле бога воды Эпки текла свежая вода, чтобы мог расти пышный сад.

По-шумерски «ребро» обозначается словом «ти», и божество, излечившее ребро, стало называться Нинти, что может быть переведено и как «госпожа ребра», и как «госпожа, дающая жизнь». Эта игра слов пропадает при переводе на древнееврейский, но ребро вошло в историю об Эдемском саде в связи с образом Евы, матери человечества — «госпоже, дающей жизнь».

Интересно, что в клинописи есть слова — Эдем и Адам. Слово «Эдем» означает «дикая, невозделанная равнина», а «Адам» — «поселение на равнине». Как говорится в Бытии, первой книге «Пятикнижия» , «из Эдема выходила река для орошения рая и потом разделялась на 4 реки» [2]. Одна была Евфрат, вторая — Тигр. Однако местоположение двух других — Фисона и Тихона — долго ставили ученых в тупик. Юрис Зарине из Юго-Западного университета штата Миссури (США) в результате экспедиций установил, что река, которая носит сегодня название Карун, берет свое начало в Иране и течет к Персидскому заливу, и есть тот самый Тихон, а высохшее русло в пустыне Саудовской Аравии было когда-то рекой Фисон. Позже снимок Саудовской Аравии из космоса подтвердил все это.

В Шумере в течение пятого тысячелетия до н.э. впервые в человеческой истории люди стали тратить меньше усилий для удовлетворения своих собственных потребностей в растительной и животной пище как средстве существования. Житель, занимавшийся сельским хозяйством, научился производить значительно больше того, что нужно было ему и его семье, и он мог обмениваться излишками со своими соседями, которые получили возможность посвятить себя другим занятиям: ремеслам — гончарному делу и работе по металлу, административной работе в первой в мире бюрократии и службе богам. Так родилась цивилизация.

Однако богатые города с переполненными рынками и ступенчатыми храмовыми башнями все больше притягивали сельских жителей. В итоге поля становились все менее продуктивными; вода вымывала соли из почвы, постепенно снижая се плодородие. В длинный список достижений Шумера, которые по праву могут быть отнесены к категории «впервые», должен быть внесен первый пример неразумного обращения с природой.

Приблизительно к 2000 году до н.э. Шумер ослабел, язык его народа повсеместно вышел из употребления. Но шумерская культура не пропала бесследно: она легла в основу вавилонской цивилизации, получившей в наследство и шумерскую территорию.

Память о более молодых цивилизациях — Ассирии, Персии и Вавилоне — сохранилась в работах греческих историков Геродота и Ксенофона и в Ветхом Завете.