Курс лекций

История цивилизаций

Л. А. Моисеева

Рекомендован Министерством культуры

Российской Федерации в качестве учебного пособия

в сфере высшего профессионального образования

 

«Феникс»

Ростов-на-Дону


Предисловие

Главная задача настоящего учебного пособия - дать целостный обзор великого исторического опыта человечества, ибо никогда прежде он не имел столь огромного значения, как на пороге XXI века. Такая работа предпринимается чуть ли не впервые: от глубокой древности до современного информационного общества через анализ взаимосвязей и специфики культуры Китая, Индии, Японии, Шумера — самой ранней цивилизации на Земле, Египта, Греции, Рима, через затерянный мир майя, инков, ацтеков, цивилизации Северной Америки и Запада, цивилизацию и субцивилизации России прослеживается неповторимость, самобытность опыта бытия исчезнувших и живущих ныне народов.

Взяв за основу культурно-исторические типы цивилизаций, автор строит лекции на развитии связи понятий «цивилизация» и «культура».

Появлением в печати настоящие «Лекции» обязаны труду и энергии студентов, которые переписывали, перепечатывали мой учебный курс «Истории цивилизаций», допуская при этом массу неточностей, тратя много времени.

При охвате огромнейшего исторического периода великого разнообразия цивилизаций перед автором встала проблема — не «утонуть» в материале, поэтому структурно «Лекции» делятся на шесть тематических блоков, которые, в свою очередь, подразделяются на лекции. К примеру, в теме «Восточная цивилизация. Феномен Востока» даны три самостоятельных лекции: лекция 1. Цивилизация Китая; лекция 2. Цивилизация Японии; лекция 3. Индийская цивилизация. По оглавлению студент без труда найдет необходимую ему лекцию.

Особое внимание хотелось бы обратить на тему V «Россия в контексте мировых цивилизаций», которая включает три лекции: «Цивилизация и субцивилизации России», «Запад — Россия — Восток: перекличка цивилизаций», «Россия в мировой цивилизации XXI века». Лекции даны с учетом того, что многие студенты слушают спецкурс «Откуда есть пошла земля русская», поэтому акцент сделан на месте России в истории мировых цивилизаций, в мировом человеческом сообществе, на понимании особенностей ее общественной организации и культуры в сравнении с опытом разных народов.

Тема VI «Новый тип глобальной цивилизации XXI века» дает возможность познакомиться с концепциями философов и историков, прогнозирующих перспективы развития цивилизации в XXI веке. Здесь дан анализ глобальных проблем человечества и альтернативные точки зрения по проблемам выживания человечества, преодоления кризиса современной цивилизации.

Важную роль в понимании материала играют «Приложение» и «Словарь». Через сноски, указанные в самом тексте лекции (например [9]), студент отсылается к источникам. Кроме того, в «Приложении» даются биографические сведения о создателях концепций и авторах книг, археологов, историков, исследовавших данную цивилизацию. В помощь студентам в конце книги предлагается словарь терминов эзотерической философии Востока.

К сожалению, рамки учебного курса так или иначе «связывают» автора, поэтому в теме «Западная цивилизация» пришлось ограничиться только шестью лекциями; в итоге получилась определенная незавершенность темы, что компенсируется возможностью обсудить проблемы западной цивилизации на семинарских занятиях.

Поскольку один и тот же исторический материал допускает не одно, а множество теоретических толкований, в результате разные историки по-разному его интерпретируют. Выбранная автором точка зрения на объект исследования, а также его осмысление образуют то исходное пространство и условия, в которых разворачивается толкование историко-культурного процесса.

Автор