Профессионально важные качества педагогического общения

1) Интерес к людям и работе с ними, наличие ПОТРЕБНОС­ТИ и умений общения, общительность, коммуникативные качества.

2) Способность эмоциональной ЭМПАТИИ и понимания лю­дей.

3) ГИБКОСТЬ, оперативно-творческое мышление, обеспечи­вающее умение быстро и правильно ориентироваться в ме­няющихся условиях общения, быстро изменять речевое воз­действие в зависимости от ситуации общения, индивиду­альных особенностей студентов.

4) Умение ощущать и поддерживать ОБРАТНУЮ СВЯЗЬ в общении.

5) Умение УПРАВЛЯТЬ СОБОЙ, своими психическими со­стояниями, своим телом, голосом, мимикой, настроени­ем, мыслями, чувствами, умение снимать мышечные за­жимы.

6) Способность к СПОНТАННОСТИ (неподготовленной) ком­муникации.

7) Умение ПРОГНОЗИРОВАТЬ возможные педагогические ситуации, последствия своих воздействий.

8) Хорошие ВЕРБАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ: культура, раз­витость речи, богатый лексический запас, правильный от­бор языковых средств.

9) Владение искусством ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ПЕРЕЖИВА­НИЙ, которые представляют сплав жизненных, естествен­ных переживаний педагога и педагогически целесообраз­ных переживаний, способных повлиять на студентов в тре­буемом направлении.

10) Способность к ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ, умение применять все разнообразие средств воздействия (убеждение, внушение, заражение, применение различных приемов воздействия, «приспособлений» и «пристроек»).

Средства повышения эффективности воздействия:

• «ПРИСПОСОБЛЕНИЯ» — система приемов (мимических, речевых, психологических): одобрение, совет, недовольство, намек, просьба, осуждение, юмор, насмешка, приказ, до­верие, пожелание и пр. {до 160 видов);

• «ПРИСТРОЙКИ или ДОСТРОЙКИ- - приспособление сво­его тела, интонации и стиля общения к другому человеку для того, чтобы затем приспособить его поведение к целям педагога;

• усиление воздействия через: повышение голоса в начале фразы по сравнению с предыдущей; смена способов сло­весного воздействия: переход от сложного к простому, от простого к сложному; рельефное выделение фраз; резкая смена способов общения; В УСЛОВИЯХ ИМПРОВИЗАЦИИ (вследствие возникновения неожиданной ситуации) возмож­ны разные типы поведения:

1) ЕСТЕСТВЕННЫЙ тип: плодотворные импровизационные действия не вызывают у педагога психологических и эмо­циональных затруднений;

2) НАПРЯЖЕННО-ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ тип: происхо­дит мобилизация всех ресурсов личности на преодоление возникшей трудности;

3) ПРЕДНАМЕРЕННО-УКЛОНЧИВЫЙ тип: сознательное уклонение педагога от преодоления неожиданной педаго­гической ситуации («не заметить»);

4) НЕПРОИЗВОЛЬНО-ТОРМОЗНОЙ тип: расстерянность и полная заторможенность действий педагога;

5) ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ СРЫВ: педагог действует бесконт­рольно, бессистемно, усугубляя конфликт, не умея управ­лять или скрывать свои чувства;

6) НЕАДЕКВАТНЫЙ тип: педагог скрывает свои чувства, но не способен их преобразовать в педагогически целесообраз­ные переживания и действия.