Трансактный анализ общения

Трансактный анализ общения выделяет три основные по­зиции: Ребенка, Родителя, Взрослого, которые могут неоднок­ратно сменять одна другую в течение дня, или одна из них может преобладать в поведении человека. С позиции Ребенка человек смотрит на другого как бы снизу вверх, с готовностью подчиняется, испытывая радость от того, что его любят, но, одновременно, и чувство неуверенности, беззащитности. Эта позиция, являясь основной в детстве, нередко встречается и у взрослых. Так, иногда молодая женщина в общении с мужем хочет почувствовать себя вновь озорной девчонкой, оберегае­мой от всяческих невзгод. Муж в таких ситуациях занимает позицию Родителя, демонстрирует уверенность, покровитель­ство, но, одновременно, и безапелляционность, приказной тон. В другое время, например, общаясь со своими родителями, он сам занимает позицию Ребенка.

При общении с коллегами обычно стремятся занять пози­цию Взрослого, предусматривающую спокойный тон, выдерж­ку, солидность, ответственность за свои поступки, равнопра­вие в общении.

С позиции Родителя «играются» роли старого отца, стар­шей сестры, внимательного супруга, педагога, врача, началь­ника, продавца, говорящего «Зайдите завтра». С позиции Ре­бенка — роли молодого специалиста, аспиранта-соискателя, артиста — любимца публики. С позиции Взрослого — роли со­седа, случайного попутчика, сослуживца, знающего себе цену и др.

В позиции Родителя могут быть две разновидности: 1) «ка­рающий Родитель» — указывает, приказывает, критикует, ка­рает за непослушание и ошибки; 2) «опекающий Родитель» — советует в мягкой форме, защищает, опекает, помогает, под­держивает, сочувствует, жалеет, заботится, прощает ошибки и обиды.

В позиции Ребенка выделяют: «послушного ребенка» и «бун­тующего ребенка» (ведет себя по принципу «Не хочу, не буду,, отстаньте! А тебе какое дело? Как хочу, так и буду делать!» и т, п.).

Наиболее успешным и эффективным является общение двух собеседников с позиции Взрослых, которые могут понять друг друга, и двух собеседников с позиции Ребенка.

 

 

 

Общение Родителя и Взрослого динамично: либо Взрослый своим спокойным, независимым, ответственным поведением собьет спесь с Родителя и переведет его в равноправную Взрос­лую позицию, либо Родитель сумеет подавить собеседника и перевести его в позицию подчиняющегося или бунтующего Ребенка.

Общение Взрослого и Ребенка столь же динамично: либо Взрослый сумеет побудить ребенка серьезно и ответственно от­нестись к обсуждаемой проблеме и перейти в позицию Взросло­го, либо беспомощность Ребенка спровоцирует переход Взрос­лого к позиции опекающего Родителя. Общение Родителя и Ре­бенка взаимодополняемо, поэтому часто реализуется в общении, хотя может носить как спокойный характер («послушный Ребе­нок»), так и конфликтный характер («бунтующий Ребенок»). Встречаются замаскированные виды общения, где внешний (со­циальный) уровень общения не совпадает, маскирует истинный психологический уровень общения. Например, общение продав­ца и покупателя может внешне носить равноправный характер двух Взрослых, а фактически диалог продавца («Вещь хорошая, но дорогая») и покупателя («Именно это я и возьму») был на уровне Родитель (продавец) и Ребенок (покупатель).

 

 

вопрос 121