ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМОСТЬ

При изготовлении деталей с учетом их дальнейшей сборки в узле. Детали могут быть изготовлены с различной степенью точности, т.е. различным отклонением размеров от номинальных. Но они должны встать на свое место при сборке узла, потребовав или не потребовав дополнительной обработки или пригонки. Точное выполнение размеров деталей особо важно при серийном производстве изделий, когда на сборочный завод детали могут поступать не только с других заводов страны, но из-за рубежа.

Свойство независимо изготовленных деталей (или узлов) занимать свое место в узле (или машине) без дополнительной обработки их при сборке называется взаимозаменяемостью деталей.

Различают полную, неполную или ограниченную взаимозаменяемость.

Полная взаимозаменяемость деталей определяется их свойствами:

1) занимать свои места в узле без того, чтобы для этого потребовалась дополнительная механическая или ручная обработка их;

2) после установки на место выполнять свои функции с соблюдением предписанных техническими условиями требований к работе данного узла.

Неполная (или ограниченная) взаимозаменяемость характеризуется частным или групповым подбором деталей при сборке, дополнительной обработкой в процессе сборочных операций одной из деталей, входящих в комплект соединения, и применением конструктивных компенсаторов.

Применение полной взаимозаменяемости экономически невыгодно, т.к. для того, чтобы все детали встали на свои места во всех случаях, требуется очень точное оборудование для их изготовления, дорогой мерительный инструмент и высокая квалификация рабочих.

При серийном производстве применяется неполная взаимозаменяемость, при которой несколько расширяются допуска на изготовление деталей, это ведет к значительному снижению затрат на производство, и этот вид взаимозаменяемости предусматривает, что какой-то незначительный процент деталей не подойдет на свои места, например, 1 поршень из 1000, и его выгоднее не дорабатывать, а отправить в брак.

При сборке крупных изделий небольшими сериями, например, двигателей для океанских судов, турбин для гидро- и атомных электростанций, выгодно применить селективную сборку, когда каждой детали находят свое место подбором. Например, при сборке 6-ти и 9-ти цилиндровых дизелей для океанских кораблей берут поршень и подбирают для него гильзу, с которой он образовал бы необходимый для работы зазор, пару поршень-гильза клеймят, и они работают до капремонта. Если поршень не подошел ни к одной гильзе одного двигателя, он может подойти к следующему.

Значит, чтобы детали собирались в узле и нормально работали (перемещались одна относительно другой – между деталями должен быть зазор, или плотно соединялись друг с другом – между деталями должен быть натяг), следует ограничить зазоры и натяги, привести их к единой системе. Такой системой является система допусков и посадок.