Международного права

Ответственность за нарушение норм

Реализация норм международного права.

Реализация норм международного права - обязанность государств, гарантируемая Венской конвенцией о праве меж­дународных договоров 1969 г., устанавливающей, что госу­дарство не может ссылаться на положение своего внутреннего права для невыполнения международного договора (ст. 27).


Более того, реализация международно-правовых норм тре­бует содействия национального права.

Способы реализации (имплементации) норм междуна­родного права закрепляются в национальном законодатель­стве государств и различны по содержанию.

Согласно Конституции Республики Беларусь «признается приоритет общепризнанных принципов международного пра­ва и обеспечивается соответствие им законодательства» (ст. 8). Кроме того, в ряде законов Республики Беларусь (За­кон «О правах ребенка», Закон от 22 февраля 1995 г. в редак­ции от 4 января 2003 г. «О беженцах» ') провозглашается, что если в международном договоре закрепляются иные положе­ния, чем в законе, применяются положения международного договора.

В Законе Республики Беларусь от 23 октября 1991 г. в ре­дакции от 15 ноября 2004 г. «О международных договорах Республики Беларусь» 2 устанавливается, что «общепризнан­ные принципы и нормы международных договоров Республи­ки Беларусь, вступивших в силу, являются частью действующего на территории Республики Беларусь законода­тельства, подлежат непосредственному применению, кроме случаев, когда из международного договора следует, что для применения таких норм требуется издание внутригосудар­ственного акта» (ст. 27). Аналогичное положение содержится и в ГК Республики Беларусь (ст. 6).

Реализация норм международного права происходит:

путем внесения изменений в действующий закон для при­ведения его в соответствие с ратифицированным договором;

- путем выработки новых норм национального права в силу существования пробелов в законодательстве.

Так, на содержание ст. 21-51 Конституции Республики Беларусь, касающихся прав граждан, оказали прямое влияние Всеобщая Декларация прав человека 1948 г., Пакты о правах человека 1966 г., ратифицированные ею. В УК введены соста-

' Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. № 229; НРПА. 2003. № 8. 2/927.

2 Ведомости Национального собрания Республики Беларусь. 1998. № 29-30. Ст. 469; НРПА. 2004. № 180. 2/1080.


вы военных преступлений и преступлений против человече­ства с учетом положений Женевских конвенций по междуна­родному гуманитарному праву 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним 1977 г.

Правовая база для трансформации национального законо­дательства может содержаться в самих международных догово­рах. Упомянутые Пакты о правах человека 1966 г., Женевские конвенции о защите жертв вооруженных конфликтов 1949 г., Конвенция о правах ребенка 1989 г. предписывают государ­ствам принимать соответствующие законодательные или адми­нистративные меры для реализации указанных соглашений.

Обеспечить соблюдение норм международного права не­возможно без введения ответственности за их нарушение.

В международном праве в отличие от внутригосудар­ственного права нет системы правоохранительных органов (про­куратура, суд), обладающих полномочиями контролировать и наказывать за нарушение норм. Государства являются субъекта­ми ответственности и реализуют ее путем применения индивиду­альных и коллективных мер к государству-нарушителю.

В международном праве отсутствует конвенция, регулиру­ющая основные виды и формы ответственности. В 2001 году Комиссия международного права (вспомогательный орган ООН, занимающийся кодификацией международного права) разработала Проект статей об ответственности государств.

В связи с этим институт ответственности продолжает бази­роваться на международном обычае. Ответственность государ­ства наступает в результате нарушения им международного обязательства независимо от того, обусловлено оно междуна­родным договором или обычаем.

Противоправное поведение государства выражается в действиях его органов. Государство отвечает за действие лю­бого органа (законодательного, исполнительного, судебного, центрального или местного). Государство не отвечает за про­тивоправное поведение физических или юридических лиц, если явно не установлено, что они действовали от имени госу­дарства или по его поручению.

Нарушения международных обязательств различаются по степени тяжести и объектной направленности и делятся на две


I


категории: международные преступления и международные правонарушения (деликты).

Под международным преступлением в соответствии с Проектом статей, подготовленных Комиссией международно­го права, понимается тяжкое нарушение международного обязательства, затрагивающее жизненно важные, основопо­лагающие интересы международного сообщества в целом и поэтому квалифицируемое международным сообществом как преступление.

К международным преступлениям относятся агрессия, геноцид, апартеид, рабство, экоцид (грубое и массовое загряз­нение окружающей среды), международный терроризм. Меж­дународный деликт - это обычное нарушение международного обязательства, затрагивающее интересы другого государства.

Предусматривается два вида ответственности государ­ства: нематериальная и материальная.

К формам нематериальной ответственности относятся сатисфакция и ресторация.

Сатисфакция - это действие государства-нарушителя, на­правленное на восстановление чести и достоинства потерпев­шего государства.

Ресторация - восстановление нарушенных прав (вывод войск с территории оккупированного государства). Кроме того, государство может применить контрмеры (ответные меры) в ответ на нарушение международного обязательства в форме реторсии или репрессалий.

Реторсия - это ответная мера, аналогичная по объему и содержанию той, которую применило государство-наруши­тель.

К формам материальной ответственности относятся: репарация (денежное возмещение ущерба), реституции (воз­вращение вывезенных культурных и иных ценностей). В слу­чае уничтожения или порчи культурных ценностей применяется субституция (замена предметами, аналогичными по стоимости, либо денежное возмещение).

Если государство совершило международное преступле­ние, Советом Безопасности ООН принимается решение о вве­дении санкций против государства-нарушителя. Резолюции о


санкциях могут быть приняты только при совпадении голосов 5 постоянных членов и 4 непостоянных членов Совета Безопас­ности к государству-нарушителю.

Применяются экономические санкции (приостановление торговых отношений), разрыв дипломатических, воздушных, железнодорожных сообщений, перерыв почтовой связи.

В санкциях против нарушителя участвуют все государ­ства.

Если нарушение продолжается, Совет Безопасности при­нимает резолюцию о введении военных санкций (применение вооруженных сил ООН, состоящих из национальных контин-гентов государств - членов ООН (военные санкции были впервые применены в 1991 г. Советом Безопасности к Ираку за агрессию против Кувейта)).

После прекращения международного преступления госу­дарство-нарушитель по решению Совета Безопасности несет нематериальную и материальную ответственность. Кроме того, привлекаются к уголовной ответственности физические лица - исполнители международного преступления.

Суд осуществляется Международным трибуналом. Впер­вые такой трибунал был создан на основе Лондонского согла­шения от 8 августа!945 г., заключенного Советским Союзом, США, Англией и Францией для суда над главными военными преступниками Второй мировой войны - высшими должност­ными лицами и генералитетом фашистской Германии. В 1993 г. на основе резолюции 827 Совета Безопасности ООН был уч­режден Международный трибунал для суда над лицами, ви­новными в грубых нарушениях международного гуманитарного права на территории бывшей Югославии.

К 2003 г. Международный трибунал приговорил к различ­ным срокам лишения свободы четырнадцать человек за этни­ческие чистки, убийства гражданского населения в период вооруженных конфликтов в Боснии, Хорватии и Герцеговине в 1992-1994 гг.

В 1998 г. была принят статут Международного уголовного суда, вступивший в силу в 2002 г., юрисдикция которого распро­страняется на такие преступления, как агрессия, военные пре­ступления, геноцид, преступления против человечности.


Содержание

Введение.................................................................................................. 7

Раздел I