Субъекты международного права
Субъекты международного права - это коллективные обра-'зования, наделенные нормами международного права, правами и обязанностями и являющиеся или могущие стать участниками международных правоотношений.
К ним относятся государства, нации или народы, международные организации.
Под правосубъектностью в международном праве понимается право заключения договора (договорная правоспособность), право обмениваться дипломатическими или консульскими представительствами, право создавать международные организации, вступать в них либо иметь статус наблюдателя, обязанность соблюдать нормы международного права и нести ответственность за их нарушение.
Государства - первоначальные и основные субъекты международного права, обусловившие его возникновение и развитие.
Определяющая роль государства объясняется наличием у него суверенитета (способности самостоятельно осуществлять внешнюю политику на международной арене и власть над населением своей территории). Все государства равно право-субъектны.
Государство является субъектом международного права с момента возникновения. Его правосубъектность не ограничена временем и наибольшая по объему. Государства могут заключать договоры по любому вопросу по своему усмотрению, они вырабатывают нормы международного права, способствуя его прогрессивному развитию, обеспечивают их выполнение и прекращают их действие.
Государства создают новые субъекты международного права (например, международные организации), они опреде-
ляют содержание объекта международно-правового регулирования, содействуя его расширению. Государства учреждают по взаимному согласию путем подписания протоколов о дипломатических отношениях либо заключения консульских конвенций дипломатические и консульские представительства -зарубежные органы внешних сношений с целью развития сотрудничества и дружественных отношений, ведения переговоров, защиты интересов своих граждан на территории страны пребывания.
Для эффективного выполнения своих функций в стране пребывания универсальными международными конвенциями (Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г., Венская конвенция о консульских сношениях 1963 г.) они наделены привилегиями (льготами, преимуществами): правом на свободу сношений со своим правительством и должностными лицами с помощью любых средств, включая закодированные депеши, а также со своими гражданами, находящимися в стране пребывания, на свободу передвижения по ее территории, освобождение от таможенных пошлин и налогов, а также иммунитетами (изъятиями из юрисдикции государства пребывания): неприкосновенностью помещений дипломатических и консульских учреждений и их имущества, документов, архивов, освобождением дипломатического персонала от юрисдикции судебных и административных органов страны пребывания.
Нация или народ (общий термин, относящийся к многонациональному населению) - сравнительно новый субъект международного права, получивший признание в результате закрепления в Уставе ООН принципа «самоопределения народов» (п. 2 ст. 1).
Право народа (нации) на самоопределение означает право свободно, без всякого вмешательства извне определять свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие.
Под политическим статусом понимается либо создание государства, если нация его не имела, либо присоединение или объединение с другим государством. При наличии государства в рамках федерации или конфедерации нация может выйти из их состава.
Таким образом, правосубъектность нации тесно связана с ее самоопределением в любой из упомянутых форм.
К производным субъектам международного права относятся международные межправительственные организации.
Производными субъектами они называются потому, что создаются государствами путем заключения договора - учредительного акта, являющегося уставом организации. Объем правосубъектности, как и ее предоставление, зависит от воли государств-учредителей и закрепляется в уставе международной организации. Поэтому объем правосубъектности у международных организаций не одинаков.
Наибольшим объемом правосубъектности обладает ООН. Ее членами являются 191 государство. (Республика Беларусь стала государством - учредителем ООН, подписав ее устав на Сан-Франциской конференции 1945 г.)
ООН координирует сотрудничество государств-членов в политических, экономических, социальных, культурных, гуманитарных областях и занимает центральное место среди других международных организаций. 16 универсальных международных организаций, осуществляющих сотрудничество государств в конкретной сфере, определенной их уставом, связаны с ООН особыми соглашениями, закрепляющими за ними статус специализированного учреждения ООН.
Международные организации, имеющие такой статус (Международная организация труда (МОТ), Международная организация гражданской авиации (ИКАО), Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международный валютный фонд (МВФ) и др.), подконтрольны ООН, отчитываются перед ней в своей деятельности и получают рекомендации.
Все иные международные организации, включая и региональные, объединяющие государства, принадлежащие к одному географическому району, - Европейский Союз (ЕС), Совет Европы, Лига арабских государств (ЛАГ), Содружество Независимых Государств (СНГ) и другие, должны действовать в соответствии с принципами, закрепленными в Уставе ООН.
Особая международная правосубъектность ООН объясняется наличием системы коллективной безопасности, закрепленной в Уставе.
Ведущую роль в системе коллективной безопасности ООН играет Совет Безопасности - один из шести главных органов ООН, к которым относится также Генеральная Ассамблея, Экономический и Социальный Совет (ЭКО СОС), Совет по опеке, Секретариат и Международный Суд справедливости. На Совет Безопасности ООН, состоящий из 15 государств (5 государств -Российская Федерация, США, Франция, Великобритания, Китай - имеют постоянное членство, 10 непостоянных членов избираются Генеральной Ассамблеей ООН через каждые два года всеми государствами - членами ООН), возложена главная ответственность «за поддержание международного мира и безопасности», и при выполнении этой функции он действует от имени всех государств - членов ООН (ст. 24 Устава).
В силу указанных полномочий Совет Безопасности ООН может обязать государства, даже нечленов ООН, в случае конфликтной ситуации к любому мирному способу разрешения спора, закрепленному в Уставе ООН, а в случае вооруженного конфликта либо совершения государством иного международного преступления принять резолюцию о применении к государству-нарушителю политических, экономических санкций.
При продолжении противоправного поведения государства-нарушителя Совет Безопасности ООН в качестве крайней меры может принять резолюцию о применении против него военных санкций - коллективных вооруженных сил, состоящих из национальных военных контингентов государств - членов ООН.