Бюджетный процесс
Понятие бюджета. Бюджетная система Республики Беларусь
БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО И БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС
Как и всякое государство, наша республика располагает различными и многообразными фондами денежных средств. Среди этих фондов ведущее место занимает общереспубликанский фонд денежных средств. Важная роль принадлежит бюджетам местных Советов, которые являются самостоятельными и не включаются в вышестоящий бюджет.
Понятие бюджета как правовой категории дано в ст. 1 Закона «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах».
Бюджет - основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц.
В приведенном определении отражены основные признаки бюджета:
- универсальный финансовый план;
- основной финансовый план государства, поскольку по
отношению к другим финансовым планам он является коорди
нирующим (кассовый план, кредитный план);
- финансовая база существования самого государства.
Бюджет не просто фонд денежных средств. Такого фонда в идеальном виде не существует, так как по мере поступления денег в бюджет они обращаются на покрытие предусмотренных расходов. Бюджет служит финансовой базой функционирования государства и всех его органов, обеспечивающих
выполнение возложенных на государство задач по охране и защите прав и свобод граждан.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения. Под бюджетной системой государства понимается основанная на экономических отношениях и нормах законодательства совокупность республиканского бюджета и местных бюджетов.
Бюджетная система Республики Беларусь имеет два уровня. Бюджетное устройство определяется государственным устройством и административно-территориальным делением государства. Республика Беларусь как самостоятельный субъект права имеет свой собственный бюджет - республиканский. Местные Советы имеют свои собственные бюджеты.
Структура доходов бюджетов выражается в различных платежах, поступающих в тот или иной бюджет.
Все доходы бюджетов делятся на постоянно закрепленные и регулирующие.
Закрепленные доходы - доходы, которые полностью или в твердо фиксируемом проценте постоянно или на длительное время поступают в определенный бюджет.
Регулирующие доходы - доходы, которые передаются ежегодно из вышестоящего в нижестоящий бюджет с целью сбалансировать его доходы и расходы.
Бюджетное регулирование - процесс ежегодного планового перераспределения доходов от регулирующих источников между различными бюджетами с целью бездефицитного сбалансирования каждого бюджета. Каждому нижестоящему бюджету ежегодно сверх твердо закрепленных за ним доходов выделяется необходимая часть от регулирующих доходов.
В соответствии с Законом «О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах» предусмотрено четыре метода бюджетного регулирования:
1) метод процентных отчислений за счет регулирующих
доходов',
2) дотация - денежная сумма, выделяемая из бюджета вы
шестоящего уровня в случае недостаточности закрепленных и
регулирующих доходов для сбалансирования доходов и рас
ходов бюджета нижестоящего уровня;
3) субвенция — та же дотация, но выделяемая на определен
ный срок и на конкретные цели. В случае ее неиспользования
или использования не по назначению она подлежит возврату;
4) субсидия - это денежная сумма, выделяемая в виде вре
менной финансовой помощи в процессе исполнения бюджетов.
В Республике Беларусь начиная с 1992 г. бюджетное регулирование проводилось двумя методами - процентными отчислениями и дотациями, а с 1998 г. - процентными отчислениями и субвенцией. В 2000 г. введена и субсидия.
Структура расходов бюджетов определяется функциями и задачами государства в целом, а также функциями соответствующих государственных органов и задачами социально-экономического развития.
В основе расходов лежат два принципа:
1) целевое расходование денежных средств;
2) подчиненность (подведомственность) бюджетных уч
реждений.
По целевому принципу расходы бюджетов классифицируются на:
- финансирование развития народного хозяйства;
- финансирование социально-культурных мероприятий;
- финансирование обороны страны;
- содержание государственного аппарата.
По принципу подчиненности финансирование того или иного бюджетного учреждения происходит в зависимости от того, к какой системе управления относится данное учреждение. Так, городские больницы г. Минска финансируются из городского бюджета, средние общеобразовательные школы -из районного, а вузы - из республиканского бюджета.
Бюджет является центральным институтом финансовой системы. Поэтому нормы, регламентирующие этот институт, выступают основным разделом финансового права.
Предметом бюджетного права являются общественные (финансовые) отношения, складывающиеся в процессе определения бюджетного устройства, установления бюджетной сис-
темы, полномочия субъектов бюджетных отношений, порядка распределения доходов и расходов между отдельными звеньями бюджетной системы и бюджетного процесса.
В отличие от других финансовых правоотношений бюджетным правоотношениям присущи некоторые особенности:
* они возникают в процессе бюджетной деятельности,
круг их субъектов более узкий;
« их участниками выступают только или само государство или его орган, а также органы местного управления и самоуправления. Не являются субъектами бюджетных правоотношений негосударственные органы, организации и учреждения, государственные хозрасчетные предприятия, бюджетные учреждения, а также граждане;
* они не могут длиться больше года, поскольку бюджет
принимается на один год.
Бюджетное право — совокупность финансово-правовых норм, регулирующих общественные отношения по поводу бюджетного устройства, определения бюджетной системы, состав и порядок распределения доходов и расходов между звеньями бюджетной системы, определения полномочий субъектов бюджетных отношений, а также бюджетного процесса.
Все субъекты бюджетных правоотношений наделены определенными бюджетными правами.
Право на соответствующий бюджет - основное из материальных бюджетных прав. Из права на бюджет вытекает комплекс различных материальных и процессуальных бюджетных прав определенных субъектов. Это права на получение закрепленных доходов, на их самостоятельное использование, на нормотворческую бюджетную деятельность, на осуществление бюджетного контроля, на бюджетный процесс и др.
По характеру регулируемых отношений нормы бюджетного права можно подразделить на материальные и процессуальные.
Материальные нормы устанавливают бюджетное устройство и бюджетную систему Республики Беларусь, состав дохо-
дов и расходов бюджетной системы. Материальные нормы составляют основу бюджетного права.
Процессуальные нормы регулируют порядок составления, рассмотрения и обсуждения проекта бюджета, утверждение и исполнение бюджета, а также отчет о его исполнении.
Бюджетные права субъектов бюджетных правоотношений совпадают по существу, но не совпадают по объему.
Бюджетный процесс - регламентированная законами и другими нормативными актами деятельность органов государства по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.
Продолжительность этих четырех стадий бюджета в Республике Беларусь занимает период более двух лет и называется бюджетным периодом, а срок действия утвержденного бюджета - бюджетным годом.
Бюджетный процесс базируется на общих принципах бюджетного устройства Республики Беларусь: единства, полноты охвата доходов и расходов, реальности, гласности и самостоятельности бюджетов.
В основе бюджетного процесса лежит бюджетная классификация, утвержденная Национальным собранием Республики Беларусь.
Бюджетная классификация представляет собой обязательную единую группировку доходов и расходов, основанную на экономической характеристике. В основе классификации доходов лежит источник дохода, а классификации расходов -целевое назначение денежных средств. Ни один доход, ни один расход не может быть получен и использован иначе как только на основе бюджетной классификации.
Работу по составлению проектов бюджетов организует Совет Министров Республики Беларусь и исполнительная власть на местах через Министерство финансов и его органы.
На основе прогнозных оценок поступлений доходов в бюджет составляются проекты бюджетов, которые представляются Министерству финансов Республики Беларусь и его органам на местах для окончательного их урегулирования и сбалансированности. После чего консолидированные проекты бюджетов по районам, областям и проект республиканского бюджета утверждаются соответствующими исполкомами и Советом Министров Республики Беларусь.
Рассмотрение и обсуждение проектов бюджетов происходит на сессиях местных Советов, республиканского бюджета -в Парламенте. Сначала бюджет является предметом рассмотрения и обсуждения на заседаниях постоянных комиссий, а затем -на сессиях Советов и на заседаниях Палаты представителей Национального собрания.
Третья стадия бюджетного процесса - утверждение - состоит из двух стадий: сначала принятие бюджета, затем - Закона, а на сессиях местных Советов - решения.
Юридическую силу закон о бюджете Республики Беларусь приобретает после его подписания Президентом Республики Беларусь.
Наиболее длительной по времени и важнейшей по значимости является четвертая стадия бюджетного процесса - исполнение.
Исполнение бюджета возложено на Совет Министров и исполнительные органы на местах через Министерство финансов Республики Беларусь, его органы на местах. Исполнение доходной части бюджета возложено на налоговые органы республики.
Главным документом, на основании которого осуществляется исполнение бюджетов, является бюджетная роспись, т.е. уточнение доходной и расходной части бюджета в соответствии с бюджетной классификацией после его принятия.
Исполнение бюджетов осуществляется по их доходной и расходной части. Доходная часть бюджетов исполняется за счет налоговых и неналоговых поступлений, а также за счет государственного кредита и государственного страхования.
Исполнение расходной части бюджетов связано с использованием бюджетных средств, которые называются бюджетными ассигнованиями.
Бюджетные ассигнования поступают в распоряжение coo i ветствующих руководителей министерств, ведомств, учреждений и иных организаций, финансируемых из бюджета, которые называются распорядителями бюджетных средств (ассигно ваний).
Распорядители бюджетных средств (ассигнований) -это должностные лица, которым законодательством предоставлено право распоряжаться денежными средствами, выделяемыми из бюджета. Распорядители бюджетных средстн подразделяются на главных и нижестоящих.
За допущенные нарушения в использовании бюджетных средств их распорядители несут ответственность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.
Бюджетный процесс имеет еще одну, дополнительную, стадию - составление и утверждение отчета об исполнении бюджета.
Исполнение бюджета заканчивается его заключением, выражающимся в закрытии счетов по расходной части.
Право юридических лиц на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных в сметах текущего финансового (бюджетного года), прекращается по окончании счетного периода, после чего остатки неиспользованных бюджетных ассигнований на счетах закрываются Министерством финансов и соответствующими местными финансовыми органами и используются для финансирования расходов соответствующих бюджетов в очередном финансовом году.
Счетный период включает финансовый (бюджетный) год и льготный период после его окончания, составляющий один месяц, в течение которого завершаются операции по обязательствам, принятым в период исполнения бюджета за прошедший финансовый год.
В конце бюджетного года после заключения бюджетов составляется отчет об исполнении бюджетов.
Глава 43