Меч— на Западе, мир— на Востоке».

Эту спасительную для русской цивилиза­ции стратегию выживания определил Александр Ярославич Невский. Александр Нев­ский отказался от союза с крестоносцами под эгидой Папы Римского. Католицизм яв­лялся профетической религией. Тех, кто не принимал католическую веру, физически уничтожали. Те, кто принимал католицизм, оказывались в зависимости от Папы, ас­симилировались, утрачивали свою идентичность. В Прибалтике крестоносцы уничто­жили и ассимилировали племя пруссов. Вождь пруссов был повешен и после этого пронзен мечом. Монголо-татары, приняв ислам, терпимо относились к другим вероис­поведаниям, ограничивались дополнительным налогом с немусульман. «Даст Бог, ор­да переменится»,— надеялись в русских землях.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Александр Ярославичбольшую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Он подол­гу жил в Новгороде с отцом и старшим братом, стал пра­вителем этого города в 1236 г. На великокняжеском пре­столе утвердился в 1252 г., после того как младший брат Андрей был разгромлен татарскими войсками и бежал в Швецию.

Александр Ярославич Невский был причислен Рус­ской православной церковью к лику святых. Его прах по повелению Петра I перенесли в Петербург и поместили в Александро-Невскую церковь, а затем в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Александр Невский стал покровителем нового города на Неве. После 1922 г. мощи князя оказались в Казанском соборе, а серебря­ный саркофаг — в Государственном Эрмитаже. В 1989 г. прах выдающегося государственного деятеля и полко­водца был возвращен в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. В советское время Александр Нев­ский оценивался как великий патриот, государственник и полководец. Художественный фильм «Александр Нев­ский» (1938), посвященный Ледовому побоищу, был со­здан выдающими мастерами искусства: режиссер — С. М. Эйзенштейн, исполнитель роли Александра Нев­ского — Н. А. Черкасов, музыка — С. Прокофьева. В годы войны был учрежден орден Александра Невского, кото­рый высоко ценился офицерами, так как давался за лич­ную храбрость и умение при проведении боевых опера­ций.

ИСТОРИОГРАФИЯ

«Несмотря на победоносное в целом продвижение в Юго-Восточной Европе, Батый все же не воспользовался плодами своих завоеваний (если не считать грабежа и ра­зорения захваченных им территорий, что отчасти совершалось лишь с целью матери­ального снабжения его несметных полчиш) и к осени 1241 г. повернул обратно, на восток, пройдя в Северное Причерноморье долиной Ауная.

С1243 г. Русь была превращена в улус Золотой Орды, нового государства, созданно­го Батыем в междуречье Яика (Урала) и Днепра с центром на Нижней Волге (Сарай). Таким образом, односторонняя, наступательная и беспошадная война, которая ве­лась монголо-татарскими полчищами с 1236 по 1241 г. на территории Древней Киев­ской Руси — от Волги до Карпат, т. е. в течение пяти лет, закончилась без всякого за­ключения мира, без всякого подведения итогов и договоренностей участвовавших в этой войне сторон, простым, автоматическим обращением Руси в бесправное, вас­сальное, полностью подвластное Золотой Орде государство, связанное с Ордой дан­ническими отношениями в фискальной и экономической области и полной полити­ческой зависимостью княжеской власти от власти ханов («царей»). Такое положение продолжалось для Руси в течение 240 лет— по 1481 г.». ( Похлёбкин В.В. 360 лет отношений Руси с татарскими государствами в XIII-XVI вв.

ХРЕСТОМАТИЯ