Государственные гарантии в области занятости

Трудоустройство. Государственные гарантии в области занятости

Трудоустройство - представляет собой процесс подыскива-

|

ния подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу.

Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно со­стоит из двух стадий.

» Первая стадия - это обращение гражданина в службу занятости за содействием в получении подходящей работы.

На этой стадии возникает особое правоотношение между дву­мя сторонами: гражданином и трудоустраивающим органом.

Гражданин (безработный) имеет право требовать поста­новки на учет, предоставления ему подходящей работы, а при ее отсутствии - направления на профессиональное обучение, выплаты пособия по безработице в случаях и размерах, пре­дусмотренных законодательством Республики Беларусь.

Трудоустраивающий орган обязан зарегистрировать обра­тившегося гражданина в качестве безработного, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а также выплатить пособие по безработице по условиям и размерам, установленным законодательством Рес­публики Беларусь.


Первая стадия трудоустройства завершается выдачей гражданину (безработному) специального направления на ра­боту или на прохождение профессионального обучения.

» Вторая стадия трудоустройства состоит в заключе­нии трудового или ученического договора с нанимателем или учебным заведением, которое указано в направлении трудоуст­раивающего органа. Заключение такого договора является для гражданина, получившего направление, правом, а не обя­занностью.

В результате заключения договора между гражданином и нанимателем возникают отношения, регулируемые нормами трудового права без каких-либо изъятий.

В соответствии со ст. 5 Закона Республики «О занятости населения Республики Беларусь» гражданам гарантируется:

- свобода выбора рода занятий и работы;

- предоставление подходящей работы на период не менее
трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями,
организациями молодым специалистам - выпускникам госу­
дарственных учебных заведений;

- получение информации о наличии свободных рабочих
мест (вакансий);

- бесплатная профессиональная подготовка, переподго­
товка и повышение квалификации;

- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой, образованием, включая про­
фессиональную ориентацию;

- возможность участия в оплачиваемых общественных
работах;

- компенсация в соответствии с законодательством мате­
риальных затрат в связи с направлением на работу в другую
местность;

- судебная защита трудовых и других прав граждан в
сфере занятости.


Одним из направлений активной политики занятости, ко­торую проводит Республика Беларусь, являются дополнитель­ные гарантии занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конку­рировать на рынке труда. К ним относятся:

одинокие и многодетные родители, воспитывающие не­совершеннолетних детей, детей-инвалидов;

- молодежь в возрасте до 18 лет;

- инвалиды;

- граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязне­
ния в соответствии с законодательством Республики Бела­
русь;

- лица предпенсионного возраста (за два года до наступле­
ния возраста, дающего право выхода на пенсию по возрасту);

- воины-интернационалисты;

- военнослужащие, уволенные в запас в связи с оконча­
нием срочной службы либо с сокращением;

- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих на­
казание или осуществляющих принудительное лечение по ре­
шению суда.

Обеспечение гарантий производится путем создания до­полнительных рабочих мест (в том числе специализирован­ных), специализированных организаций, организацией обучения по специальным программам и другими мерами.

Особое место среди гарантий занимают социальные гаран­тии и компенсации безработным.

Социальными гарантиями признаются те материальные ус­ловия, которые государство, общество на данном этапе разви­тия может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.

В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:

1) предоставление особых гарантий лицам, высвобожден­ным с предприятий, из учреждений, организаций; пострадав­шим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; уволенным с во-еной службы без права на пенсию;


2) выплату в установленном порядке пособия по безрабо­
тице;

3) выплату стипендий в период профессиональной подго­
товки, переподготовки или повышения квалификации по на­
правлению службы занятости;

4) оказание материальной помощи безработным и членам
его семьи; возможность участия в оплачиваемых обществен­
ных работах, организуемых местными исполнительными и рас­
порядительными органами власти;

5) возмещение расходов и получение иных компенсаций в
связи с переездом в другую местность на новое место жительства
и работы по направлению государственной службы занятости.

Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утвержденным постановле­нием Совета Министров Республики от 15 апреля 1993 г. № 236, установлено, что право на пособие по безработице име­ют безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключе­нием пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждени­ем, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в разме­ре, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения.

Решение о назначении пособий по безработице либо об отказе в их назначении принимается городскими, районными (per иональными) центрами занятости населения и их отделени­ями в течение 10 календарных дней с момента регистрации безработного.

С учетом материального положения безработному может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.

Преимущественное право на получение материальной по­мощи предоставляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении инвалидов или несовершен­нолетних детей.

Размер единовременно оказываемой материальной помощи не может превышать, как правило, размера базовой величины.


Общий размер материальной помощи, оказанной безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 базовых величин.

Пособия по безработице, стипендии, материальная по­мощь, расходы по командировкам на учебу по направлению центра занятости выплачиваются безработным из средств Го­сударственного фонда содействия занятости через банки по документам, выдаваемым этим центром.

К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. В настоящее время участие в таких работах явлчется не только гарантией, но и обязательным условием для получения пособия по безработице.

33.4. Контроль за соблюдением законодательства