Государственные гарантии в области занятости
Трудоустройство. Государственные гарантии в области занятости
Трудоустройство - представляет собой процесс подыскива-
| |
ния подходящей работы, подготовки к ней безработного и устройство на эту работу.
Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий.
» Первая стадия - это обращение гражданина в службу занятости за содействием в получении подходящей работы.
На этой стадии возникает особое правоотношение между двумя сторонами: гражданином и трудоустраивающим органом.
Гражданин (безработный) имеет право требовать постановки на учет, предоставления ему подходящей работы, а при ее отсутствии - направления на профессиональное обучение, выплаты пособия по безработице в случаях и размерах, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Трудоустраивающий орган обязан зарегистрировать обратившегося гражданина в качестве безработного, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении квалификации, а также выплатить пособие по безработице по условиям и размерам, установленным законодательством Республики Беларусь.
Первая стадия трудоустройства завершается выдачей гражданину (безработному) специального направления на работу или на прохождение профессионального обучения.
» Вторая стадия трудоустройства состоит в заключении трудового или ученического договора с нанимателем или учебным заведением, которое указано в направлении трудоустраивающего органа. Заключение такого договора является для гражданина, получившего направление, правом, а не обязанностью.
В результате заключения договора между гражданином и нанимателем возникают отношения, регулируемые нормами трудового права без каких-либо изъятий.
В соответствии со ст. 5 Закона Республики «О занятости населения Республики Беларусь» гражданам гарантируется:
- свобода выбора рода занятий и работы;
- предоставление подходящей работы на период не менее
трех лет ранее заявленным предприятиями, учреждениями,
организациями молодым специалистам - выпускникам госу
дарственных учебных заведений;
- получение информации о наличии свободных рабочих
мест (вакансий);
- бесплатная профессиональная подготовка, переподго
товка и повышение квалификации;
- бесплатное содействие в подборе подходящей работы и
трудоустройстве в соответствии с призванием, способностями,
профессиональной подготовкой, образованием, включая про
фессиональную ориентацию;
- возможность участия в оплачиваемых общественных
работах;
- компенсация в соответствии с законодательством мате
риальных затрат в связи с направлением на работу в другую
местность;
- судебная защита трудовых и других прав граждан в
сфере занятости.
Одним из направлений активной политики занятости, которую проводит Республика Беларусь, являются дополнительные гарантии занятости для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда. К ним относятся:
— одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей-инвалидов;
- молодежь в возрасте до 18 лет;
- инвалиды;
- граждане, выехавшие из зон радиоактивного загрязне
ния в соответствии с законодательством Республики Бела
русь;
- лица предпенсионного возраста (за два года до наступле
ния возраста, дающего право выхода на пенсию по возрасту);
- воины-интернационалисты;
- военнослужащие, уволенные в запас в связи с оконча
нием срочной службы либо с сокращением;
- лица, освобожденные из учреждений, исполняющих на
казание или осуществляющих принудительное лечение по ре
шению суда.
Обеспечение гарантий производится путем создания дополнительных рабочих мест (в том числе специализированных), специализированных организаций, организацией обучения по специальным программам и другими мерами.
Особое место среди гарантий занимают социальные гарантии и компенсации безработным.
Социальными гарантиями признаются те материальные условия, которые государство, общество на данном этапе развития может дать, обеспечить гражданину при потере им работы и безработице.
В настоящее время государство обеспечивает безработным следующие виды гарантий и компенсаций:
1) предоставление особых гарантий лицам, высвобожденным с предприятий, из учреждений, организаций; пострадавшим от катастрофы на Чернобыльской АЭС; уволенным с во-еной службы без права на пенсию;
2) выплату в установленном порядке пособия по безрабо
тице;
3) выплату стипендий в период профессиональной подго
товки, переподготовки или повышения квалификации по на
правлению службы занятости;
4) оказание материальной помощи безработным и членам
его семьи; возможность участия в оплачиваемых обществен
ных работах, организуемых местными исполнительными и рас
порядительными органами власти;
5) возмещение расходов и получение иных компенсаций в
связи с переездом в другую местность на новое место жительства
и работы по направлению государственной службы занятости.
Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи, утвержденным постановлением Совета Министров Республики от 15 апреля 1993 г. № 236, установлено, что право на пособие по безработице имеют безработные, не получающие пенсий, пособий (за исключением пособий семьям, воспитывающим детей) либо компенсаций за ущерб, нанесенный здоровью увечьем или иным повреждением, связанным с выполнением трудовых обязанностей, в размере, превышающем размер пособия по безработице, установленный законодательством о занятости населения.
Решение о назначении пособий по безработице либо об отказе в их назначении принимается городскими, районными (per иональными) центрами занятости населения и их отделениями в течение 10 календарных дней с момента регистрации безработного.
С учетом материального положения безработному может быть оказана материальная помощь как в период получения пособия по безработице (стипендии), так и в период, когда он пособие по безработице (стипендию) не получает.
Преимущественное право на получение материальной помощи предоставляется безработным, имеющим безработного супруга либо на своем иждивении инвалидов или несовершеннолетних детей.
Размер единовременно оказываемой материальной помощи не может превышать, как правило, размера базовой величины.
Общий размер материальной помощи, оказанной безработному в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в качестве безработного, не может превышать 6 базовых величин.
Пособия по безработице, стипендии, материальная помощь, расходы по командировкам на учебу по направлению центра занятости выплачиваются безработным из средств Государственного фонда содействия занятости через банки по документам, выдаваемым этим центром.
К социальным гарантиям относится также возможность участия в оплачиваемых общественных работах. В настоящее время участие в таких работах явлчется не только гарантией, но и обязательным условием для получения пособия по безработице.
33.4. Контроль за соблюдением законодательства