К заучиванию наизусть сегодня

Наше пренебрежительное отношение

Заучивать наизусть

Высказывания ученых, побуждающих

Что необходимо заучивать

Введение

Таким заголовком, как «Осмысленное заучивание», мы хотели подчеркнуть необходимость именно заучивания, потому что необходимость осмысления вряд ли кто будет отрицать. Для прежних ученых заучивание, сопровождающее понимание, было само собой разумеющимся делом. Аль-Халил сказал: «Выбирайте в книгах небольшую часть, с тем, чтобы заучить, и читайте как можно больше, с тем чтобы понять».

 

Есть разделы знания, которые немыслимы без заучивания, особенно, (если речь идет о) младших учащихся. И искатель знания должен обратить свое внимание на это.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Есть люди, которые проводят время, заучивая не самое потребное. Несмотря на то, что всякое знание благо, лучше всего начинать с более важного и лучшего».[322]

Наиболее важным из того, что следует заучивать, являются следующие пять разделов знания, приводимые в порядке своей значимости:

1. заучивание Священного Корана;

2. заучивание как можно большего числа хадисов и преданий о делах предшественников;

3. заучивание стихотворных произведений по различным областям знания, как, например, «Альфийа» Ибн Малика по грамматике, «Альфийа» аль-‘Ираки или ас-Суйути по терминологии хадисов и др;[323]

4. заучивание стихов, побуждающих к отрешенности, призывающих к воспитанию в себе лучших нравственных качеств и т.п;

5. заучивание мудрых изречений и высказываний, передаваемых со слов предшественников.

 

 

Говоря о подобных областях знания, ученые и поэты восхваляют (стремление человека) заучивать наизусть, побуждают к этому и наставляют:

Кому даровано судьбой запоминать,

Тот истины бесспорно постигает,

А кто не смог сберечь такой бесценный дар,

Тот с заблуждением своим не совладает.

А также:

О собирающий листки,

В которых пишешь ты о том,

Что люди передали в знании,

Учи, иначе будешь (за окном),

Как ветер, что бушует беспрестанно.

Аль-Халил ибн Ахмад сказал: «Я записывал все, что слышал, и заучивал все, что записывал».

 

 

Стремится к знанию душа всегда, когда услышит,

Но не учу я никогда то знание, что собираю ненасытно.

А на уроках я сижу и ничего не понимаю,

Поскольку знание мое лишь в книгах,

Ведь только там, не в голове его я сберегаю.

И если в памяти знание хранить не будешь, осмысляя,

То грош цена тем книгам, в которых знание ненасытно накопляешь.

Для большинства искателей знания в наше время заучивание представляется тягостным занятием, и они пренебрегают им, увлекаясь беспрестанным чтением, поскольку заботятся лишь о собственном удовольствии. Они берутся за легкое и малополезное занятие, отстраняясь от трудного, но приносящего много пользы дела, растрачивая и попусту тратя, таким образом, свое время.

Ибн аль-Джаузи сказал: «Я не видел ничего более тягостного для человека, чем заучивание и повторение (приобретенного) знания… И тот, кто не учил, будет страшно раскаиваться, когда столкнется с необходимостью решить вопрос или вынести фетву».[324]