Выезд и следование на пожар

Показатели характеризующие тактические возможности подразделений пожарной охраны.

Тактические возможности подразделений пожарной охраны.

 

Тактические возможности отделений на основах и специальных пожарных машинах.

Пожарная охрана городов, поселков городского типа, районных центров, важнейших промышленных и других объектов осуществляется пожарными частями, состоящими из трех (для ВПО), четырех (ППО) караулов. Караул в составе двух и более отделений на основных пожарных автомобилях является основным тактическим подразделением пожарной охраны, способным самостоятельно решать задачи по спасению людей и тушению пожара. В зависимости от характера объектов, расположенных в охраняемом пожарной частью районе (городе).

Караул может быть усилен одним или несколькими отделениями на специальных и вспомогательных автомобилях. Отделение на пожарной автоцистерне или на пожарном автонасосе является первичным тактическим подразделением, способным самостоятельно выполнять отдельные задачи по спасению людей, материальных ценностей и тушению пожара т.е. оно обладает определенными тактическими возможностями.

Некоторые тактические возможности отделений вооруженных автоцистернами.

 

Время работы от заправ. емкостей АИ, мин. АЦ-40 (130) 63 Б АЦ-40 (131)53 АЦ-40 (375) Ц1
  одного ствола “Б”   10,6   10,4   18,0
двух стволов “Б” и одного “А” 5,3 5,2 9,0
одного ствола ГПС-4 6,9 6,8 8,4
одного генератора ГПС-600 6,9 6,8 8,4
Кол-во пены сред. крат-ти К100м3
Возмож. площ. Тушения средн. кратности 3-0,05-0,08л/см2
Возможный объем туш. К-100

 

 

С установкой на водоисточник.

Время работы мин. АЦ-40 (130) 63 Б АЦ-40 (131)53 АЦ-40 (375) Ц1
одного ствола ГПС-4 7,6 8,4
одного генератора ГПС-600 7,6 8,4
Кол-во пены м3 сред. кратности
Возм. площ. туш. пеной сред. крат. м2
Возмож. объем тушения пеной сред. кратности

 

При этом отделения может выполнять боевую работу без установки и с установкой автомобиля на водоисточник. Без установки автомобиля на водоисточник отделение выполняет боевую работу в следующих случаях:

- немедленного ведения огнетушащих средств для обеспечения работ по спасению людей;

- взрыва, аварии, обрушения конструкций из-за промедления с введением стволов или генераторов пены;

- достаточного запаса огнетушащих средств на автомобиле для ликвидации пожара;

- ограничение распространения огня на решающем направлении введения сил и средств до развертывания более мощных пожарных подразделений, а также при условии, когда состав разведки идет с рукавной линией и в других случаях.

При установке автоцистерн на водоисточник тактические возможности отделений значительно возрастают, и они способны обеспечить непрерывную работу двух стволов “Б” и одного “А”, или двух стволов “А”; четырех стволов “Б” или двух генераторов пены средней кратности (ГПС-600) в течении длительного времени, при условии накопления заноса пенообразователя. Кроме работы со стволами отделения на автоцистерне может установить выдвижную 3-х коленную лестницу, производить вскрытие и разборку конструкций на позиции одного ствола. Тактические возможности отделения на автоцистерне увеличивается при использовании боевым расчетом кислородных изолирующих противогазов. Тактически возможности отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле значительно больше, чем отделения на автоцистерне.

Это объясняется тем, что, во первых, численность боевого расчета отделения на автонасосе, насосно-рукавном автомобиле составляет 8-9 человек, во-вторых, на данных автомобилях вывозится большее количество пожарных рукавов для магистральных линий и пенообразователя. Однако отделению на автонасосе и насосно-рукавном автомобиле из-за необходимости установки автомобиля на водоисточник для подачи первого ствола требуется больше времени, чем отделению на автоцистерне. Некоторые основные тактические возможности отделения на автонасосе и насосно-рукавном автомобилях.

 

Время работы: АН-30 (130) 64А АН-40 (130Е) 127 АНР-40(130) 127А
Одного ствола ГПС-4
Двух стволов ГПС-4 11,5
Одного ГПС-600
Двух ГПС-600 кол-во пены сред. крат. 11,5
(К-100) м3 полученной при израс-ии ПО из пенобака
Возможная площадь туш. пеной сред. кратности
Возмож. объем тушения пеной средней кратности

Тактические возможности караула гораздо выше суммарных тактических возможностей отделений его составляющих, так как отделения работают во взаимодействии. Четкая и сложенная работа всех отделений в процессе тушения пожара позволяет им максимально использовать свои тактические возможности.

 

К основным показателям, характеризующим тактические возможности пожарных подразделений, которые руководитель тушения пожара должен не только знать но и уметь определять, следует прежде всего отметить:

- время работы стволов и пена генераторов;

- возможную площадь тушения воздушно механической и другими огнетушащими веществами;

объем помещения, который может быть заполнен воздушно-механической пеной. Время работы водяных стволов от пожарных машин с установкой или без установки их на водоем определяем по формуле:

 

= 0,9Vb+Vц-ENрNр

ЕNств дав·60

 

Объем одного рукава длиной 20м в зависимости от диаметра следующий:

Диаметр рукава мм 51 66 77 89 110 150

Объем рукава л 40 70 90 120 190 350

Анализ боевых действий подразделений по подаче пенных стволов на тушение показывает, что от АИ, как правило подают 1 ствол если она не установлена на водоисточник.

Время работы пенного ствола можно определить по формуле:

= Vр-ра - ЕNpVp

qгпс · 60

 

Чтобы определить объем водного раствора пенообразователя, необходимо знать какое вещество расходуется полностью вода или ПО. Широкое распространение получили 6% растворы м.е. в 100л раствора содержится 6л.ПО. и 94л воды.

Количество воды приходящееся на 1л раствора пенообразователя в воде при заданной концентрации обозначим Кв для 6% Кв=15,7. А фактическое значение Кф определяем по формуле:

 

Кф= Vц/Vno в баке

 

Сравнивая фактическое количество воды с требуемым можно определить какое из веществ расходуется полностью, а часть воды остается не израсходованной. Количество водного раствора пенообразователя при полном расходе ПО определяем по формулам

 

= Vпо·Кb+Vпо Vр-ра= Vц + Vц

для машин объемом Кb

воды

 

= Vпо · 100/Z Z процентном содержание

пенообразователя в водном р-ре

 

Возможную площадь тушения ЛВЖ и ГЖ определяем по формуле

Sт= Vр-ра/(Js·tн·60)

Js- требуется интенсивность л/(с·м2)

ЛВЖ= 0,08л/с·м2 для ГЖ=0,05л/см2

tн- нормативное время тушения мин.

 

Возможный объем тушения помещения:

Vn=Vn/Кз

Vn- объем воздушно-механической пены

Кз- коэф. Запаса пены л.м3

 

Vп =Vр-ра·К К- кратность пены

 

Предельное расстояние по подаче огнетушащих средств определяется по формуле:

 

Lпр=(Нн-(Нст ± Z)/h мл

где Нн- напор на насосе (м)

Нст- напор у стволов (м)

h мл- потери напора в одном рукаве

Z- высота подъема стволов (м)

h мл- потери напора в одном рукаве магистральной линии, которое определяется в зависимости от сопротивления рукавов и расхода h мл=SQ2 Sдля f 77=0,015

Sдля f 66=0,035

Q- расход магистральной линии.

 

Пример обоснования основных тактических возможностей отделения на АЦ-40 (131)153 без установки ее на водоисточник.

 

1. Определяем время работы двух водяных стволов с диаметром насадка 13мм при пожаре 40м, если до разветвления проложен один рукав диаметром 77мм, рабочие линии состоят из двух рукавов диаметром 51мм к каждому стволу.

= (0,9·0+2300-(1·90+4·40)/(2·3,7·60)=4,6мин.

 

2. Определяем время работы пенных стволов и генераторов. Для этой цели необходимо найти объем водного раствора ПО

 

Кф=15,3/Кb при 6% растворе.

Vр-ра=2300/15,7+2300=2446л.

Определяем время работы одного пенного ствола СВП-4, если напор у ствола 40м, а рабочая линия состоит из двух рукавов диаметром 77мм.

 

= (2446-2·70)/(8·60)=7,8мин.

Определяем время работы одного ГПС-600 если напор у генератора 60м, а рабочая линия состоит из двух рукавов диаметром 66мм.

 

=(2446-2·70)/(6·60)=6,4мин.

3. Определяем возможную площадь тушения легковоспламеняющихся и горючих жидкостей при следующих условиях:

- при тушении ЛВЖ воздушно-механической пеной средней кратности.

Js=0,08л/(с·м2) и tн=10мин.

Sт=Vр-ра/(Js·tn·60)

Vр-ра- объем раствора ПО в воде (л)

Js- требуемая интенсивность подачи раствора на тушение пожара л/(с·м2)

для ЛВЖ-0,08л/(с·м2) ГЖ-0,05л/(с·м2)

tн- нормативное () время тушения (мин) отсюда:

Sт = 2446/(0,08·10·60)=51м2

при тушении ГЖ воздушно-механической пеной средней кратности Js=0,05л/(с·м2) и tн=10мин

Sт=2446/(0,05·10·60)=81,5м2

4. Определяем возможный объем тушения пожара пеной средней кратности (К=100)

Vn=Vр-ра·К; К-кратность пены.

Vn=2446·100=244600л или 244,6м3 но эта величина теоретическая, исходя из условий тушения, подачи пены, нормативного времени тушения, плотности горючей загрузки, возможности обрушения и т.д. Необходимо принимать коэффициент запаса пены Кз, учитывающий ее разрушение вследствие воздействия температуры отсюда возможный объем на практике будет определяться по формуле

 

Vт=Vп/Кз=244,6/3=81,5м3

 

Из приведенного примера следует, что отделения вооруженное АЦ-40(131)135 без установки машины на водоисточник, может обеспечить работу одного ствола “Б” в течении 9 мин.

Двух стволов “Б” или одного ствола “А” в течении 5 мин., одного пенного ствола СВП-;- в течении 7-8 мин., одного ствола ГПС-600 в течении 6-7 мин.

Ликвидировать горение ЛВЖ пеной средней кратности на площади 51м2, ГЖ-80м2, потушить пожар пеной средней кратности в объеме 81м3.

Таким образом зная методику обоснования тактических возможностей пожарных подразделений можно заблаговременно определить возможный объем боевых действий на пожаре и их реализацию.

 

Тушение пожаров основной вид боевых действий под­разделений пожарной охраны. Эти действия приходится вести в различной обстановке: днем и ночью, в сильные морозы и при высоких температурах, в задымленной и отравленной среде, на высотах и в подвалах, в условиях взрывов, обрушений и стихийных бедствий. Часто туше-шне пожаров сопровождается сочетанием вышеперечис­ленных условий, к которым добавляется сильное нервно-лсихическое напряженке.

Боевые действия пожарного караула по тушению по­жара начинаются с выезда и следования на пожар. По­жарное подразделение обязано прибывать к месту вызо­ва в кратчайший срок. От того, насколько быстро, четко и правильно примет и обработает сообщение о пожаре диспетчер, зависит время прибытия боевых подразделе­ний на пожар. Анализ статистических данных централь­ного пункта пожарной связи (ЦППС) УПО г. Москвы показывает, что от момента получения сообщения о по­жаре по линии 01 до момента срабатывания тревоги в пожарной части проходит 58—65 с при условии, что вы­бор оптимального решения по высылке пожарного кара­ула происходит с помощью автоматизированной системы управления пожарной техникой.

Другими факторами, определяющими время прибы­тия пожарного караула к месту вызова, являются зна­ние района вызова, выбор кратчайшего пути следования, постоянный контроль обстановки, складывающейся на путях движения пожарных автомобилей.

В Москве стало традицией проводить различные спор­тивные эстафеты по Садовому кольцу, протяженность ко­торого составляет 18,5 км.

В период проведения таких мероприятий движение транспорта по улицам, входящим в состав Садового кольца, полностью или частично приостанавливается. Од­нако на отдельных участках все же образуются автомо­бильные пробки и движение автомобилей, оборудован­ных специальными сигнальными устройствами, становится затруднительным, поэтому в УПО г. Москвы сложи­лась следующая практика: в пожарных подразделениях заранее определяют маршруты движения пожарных ав­томобилей в соответствующие районы выезда и порядок высылки дежурных караулов соседних пожарных частей, а иногда при необходимости проводится частичная пере­дислокация боевых подразделений. Создавшаяся обста­новка доводится до сведения всего личного состава дежурных караулов. Особенно детально она обсуждает­ся с начальниками караулов, водителями и диспетчера­ми. Подобные мероприятия позволяют повысить опера­тивность пожарных подразделений, вызванных на пожар.

При следовании к месту вызова командиром и личным составом уточняются оперативно-тактические особеннос­ти объекта, наличие и характеристика водоисточников, определяются ориентировочные пути и способы проклад­ки рукавных линий, места установки автолестниц, а так­же выполняются другие работы, связанные с предстоя­щим тушением огня. Для этого используются оператив­ные планы или карточки пожаротушения, планшеты и справочники водоисточников и другие справочные доку­менты.

Во время следования до места пожара старший на­чальник обязан поддерживать постоянную радиосвязь с ЦППС или пунктом связи части, что позволяет ему по­лучить дополнительную информацию об объекте, обста­новке, складывающейся на месте вызова, сведения о вы­сланных дополнительно силах и средствах и с учетом этого принять решение об организации боевых действий личного состава по прибытии к месту пожара.

В одной из гостиниц возник пожар. В течение первых пяти минут с момента поступления первого сообщения о пожаре на ЦППС по­ступило еще" более 40 сообщений, в каждом из которых была ин­формация, позволявшая делать определенные выводы об обстановке, складывавшейся на месте пожара еще до прибытия первых пожар­ных подразделений. Получаемая информация посредством радиосвя­зи немедленно передавалась всем пожарным подразделениям, следо­вавшим на пожар (на гостиницу предусмотрена автоматическая вы­сылка сил и средств по № 3 при получении первого сообщения. Эта же информация, а также поступившая от первого руководителя ту­шения пожара (РТП), передавалась оперативному составу УПО, что позволило в короткое время оценить обстановку, спрогнозиро-вать дальнейшее развитие пожара и на этой основе выработать план его тушения, обеспечив управление подразделениями.

Кроме этого, поддержание связи необходимо и для передачи информации об обстановке, складывающейся во время движения пожарных автомобилей. Своевременная информация о дорожной обстановке, непредвиденных ос­тановках и т. п. позволит вовремя выслать соседние под­разделения, скорректировать пути движения пожарных автомобилей, определить действия личного состава.

При получении в пути сведений о ликвидации пожара или его отсутствии пожарное подразделение все равно обязано прибыть к месту вызова. Пожарные должны лично убедиться в достоверности полученных данных и только после этого принять решение о возвращении. При получении команды о возвращении от старшего началь­ника или с ЦППС пожарное подразделение обязано воз­вратиться или следовать туда, куда указано в радиоинформации.

Пожарные автомобили следуют к месту вызова с со­блюдением ст. 2.4 Правил дорожного движения. В слу­чае, если караул следует в составе двух и более пожар­ных автомобилей, то движение должно осуществляться колонной. Начальник караула следует в головном авто­мобиле и руководит движением колонны, чтобы не до­пустить большого отрыва между автомобилями. Вместе с тем необходимо строго соблюдать дистанцию, которая зависит от скорости и условий движения и, как правило, должна быть не менее численного значения скорости движения автомобиля в метрах (например, при скорости движения машины 40 км/ч дистанция между машинами должна быть не менее 40 м).

При вынужденной остановке головного пожарного автомобиля автомобили, идущие сзади, останавливаются и продолжают движение только по указанию начальника, возглавляющего пожарное подразделение, а при вынуж­денной остановке второго или последующих за ним авто­мобилей остальные автомобили, не останавливаясь, про­должают движение к месту пожара.

О случившемся командир пожарного подразделения обязан доложить на ЦППС или пункт связи части.

Если же подразделение пожарной охраны следует к месту пожара по железной дороге, водным или воздуш­ным путем, то начальник, возглавляющий это подразде­ление, обязан обеспечить сохранность автомобилей при погрузке и выгрузке, их охрану, надежное крепление и размещение личного состава в одном месте с учетом вре­мени года и погодных условий.