Система управления качеством окружающей среды урбанизированных территорий

Микроэкономический анализ различных методов управления природоохранной деятельностью

 

Рассмотрим вопросы, связанные с анализом воздействия природоохранной деятельности на предприятия - загрязнители. Анализ проведем по следующим параметрам:

а) последствия для окружающей среды. Гарантирует ли данный инструмент достижения желаемого качества окружающей среды или способствует снижению выбросов?

б) величины издержек, необходимых для достижения фиксированного состояния природной среды. Иными словами, во что обходится обществу реализация природоохранных мер;

в) как распределяется бремя природоохранных издержек между виновником загрязнения и потребителями продукции, используемой с применением технологии, оказывающей неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Если рассматривать методы управления природоохранной деятельностью крупным планом, то можно выделить следующие моменты:

- устанавливаемые централизованно нормативы выбросов; лицензии на выбросы вредных веществ, которые можно продавать, обменивать и т. д.;

- платежи за загрязнение окружающей среды.

Анализ методов по этим главным позициям представлен в табл. 13.1.

Таблица 13.1. Сравнение отдельных инструментов управления природоохранной деятельностью

 

КРИТЕРИЙ ИНСТРУМЕНТ
  Нормативы Торговля Платеж Налоги
Обеспечение гарантий качества + + +\- -
Снижение выбросов на единицу продукции + + + +
Снижение абсолютного значения выбросов - ++ + +
Минимизация издержек на достижение заданного качества природной среды   ++ + +\-
Возможность развития производства - ++ + +
Потребность в госуправлении ++ +\- + +\-
Получение дохода от эксплуатации ассимиляционного потенциала - +\- + +

 

В табл. 13.1 "+" означает позитивный вклад, "++" - сильно позитивный вклад, "-" - негативный вклад, "+\-" действие не установлено.

В заключение отметим, что здесь, конечно, представлены далеко не все методы управления природоохранной деятельностью. Кроме того, каждый метод имеет сферу своего приложения и поэтому ограничен.

 

 

Управление динамикой и качеством окружающей среды требует знания ее состояния и способов воздействия на это состояние. Управление при этом надо рассматривать как целенаправленное воздействие на объект, сформированное на основе информации о его фактическом состоянии.

Под экологическим управлением в данном случае будем понимать деятельность соответствующих органов, предприятий, организаций или лиц по планированию, осуществлению, контролю и оценке работы, организованной таким образом, чтобы были решены поставленные задачи и достигнуты сформулированные цели.

Под системой управления будем понимать группу лиц с определенной организационной структурой и распределением обязанностей, ответственных за проведение экологической политики на соответствующем уровне, разрабатывающих и реализующих определенную методологию, включающую общую стратегию, комплекс планов, программ, процедуры и инструкции, измерения и регистрации, которые помогают вести и контролировать выбранное направление развития.

Некоторые части системы управления требуют специального внимания и выделения в самостоятельную подсистему, как, например, предлагаемая схема управления качеством главных компонентов природной среды урбанизированной территории, базирующаяся на специально разработанной системе экологического контроля.

Цели и задачи управления должны быть сформулированы таким образом, чтобы обеспечить упорядочение рассматриваемой экосистемы, уменьшить или нейтрализовать негативное воздействие на ОС путем минимизации вещественных и энергетических потоков между техногенными объектами и главными компонентами природной среды.

Поставленные цели могут быть достигнуты только при наличии связующего звена между учеными и лицами, принимающими решения. Процесс укрепления согласованности между учеными и политиками подразумевает перенос задач, поставленных в планах экологической политики, в территориальные планы. С другой стороны, понятно, что стратегия развития, заложенная в планах, составляет основу экологических мер.

Построение системы управления качеством главных компонентов конкретного ландшафта можно представить в виде этапов. Детализация этих этапов возможна для каждого конкретного случая.

Чтобы предлагаемая система управления была жизнеспособна, необходимы тщательная подготовка и проведение целого ряда мероприятий. К ним могут относиться:

1. Отбор на основе экспертного подхода контрольных показателей (параметров, констант и т. д.) внутри каждого направления (состава, свойства, процессов, явлений).

2. Разработка и обоснование пространственно-временного расположения измерительной техники с учетом особенностей конкретной территории.

3. Проведение измерений всех отобранных параметров на неурбанизированной территории с аналогичными географическими и климатическими условиями, которая может рассматриваться как база для отсчета.

4. Полученные значения параметров взять в качестве основы формирования базовых признаков качества процессов, свойств, явлений и состава, с помощью которых возможно проведение сравнения с аналогичными показателями в таких же точно процессах, явлениях, свойствах, измеренных в контролируемой экосистеме.

Вышеприведенные позиции могут рассматриваться как первый этап формирования приборно-аппаратного и информационного обеспечения системы управления.

Следующим важным этапом должен быть этап, связанный со сбором, обработкой и генерализацией полученной информации, а также ее организацией и структуризацией. На этом этапе должен быть сформирован блок, в котором содержится информация:

- об отношениях в пространстве или во времени;

- по масштабам в пространстве или во времени (в рамках рекомендованной ЮНЕП шкалы Тиллера);

- по типам отношений и их взаимодействию;

- по ведущим объектам, являющимся источниками специфического воздействия, если таковое имеется;

- по главному аргументу, то есть основному показателю, выбранному внутри одного направления;

- по подчиненному аргументу;

- по множеству аргументов и показателей;

- по отображению прямых и обратных связей.

Таким образом, первые два этапа задают исходную, стартовую позицию, с которой начинается планирование и приведение в действие механизма управления состоянием и качеством главных компонентов рассматриваемого ландшафта.

На третьем этапе для системы управления необходимо обеспечить получение информации о состоянии и динамике главных компонентов природной среды, для чего требуется обеспечить:

1. Обработку имеющейся и полученной информации одним или несколькими применяемыми методами, известными в теории динамических систем.

2. Выявление, анализ отклонений измеренных показателей от базовых и выявление их причин.

3. Представление соответствующих данных в виде индикаторов, индексов качества или составляющих экологического риска и их передачу в соответствующий блок информационной системы.

4. Преобразование информации в форму, доступную для интерпретации и передачи в систему поддержки принятия решений.

5. Планирование мероприятий по обеспечению требуемого уровня экологического риска на данной территории.

Предложенная схема управления может быть уточнена и дополнена только в результате практической работы.

В плане генеральной экологической стратегии могут быть рекомендованы в систему управления два принципа:

- принцип компенсации.

- принцип синхронизации.

Принцип компенсации можно интерпретировать не только как уменьшение выбросов тепловой энергии и загрязняющих веществ в главные компоненты рассматриваемой экосистемы, но и как перераспределение нагрузок на окружающую среду с целью "дать отдохнуть" и восстановиться отдельным объектам окружающей природной среды (например, озеру, участку леса или парка и т. д.), а также как замену либо отдельных технологий, либо производственных циклов с целью уменьшения техногенного давления на окружающую среду.

Принцип синхронизации означает необходимость согласованных, одновременных действий при решении комплекса поставленных экологических задач всеми организациями, предприятиями и лицами, ответственными за обеспечение приемлемого уровня экологической безопасности.