Принятие решений и управление

 

Принятие решений в области природопользования и охраны окружающей среды чрезвычайно сложная задача, так как результаты принятых решений по - разному воспринимаются различными организациями и структурами.

Например, для какого-то города вывоз и захоронение отходов на полигонах в санитарном, экологическом и экономическом отношениях наиболее эффективны. Однако для тех, кто живет вблизи мест захоронения, такое решение будет не лучшим, так как это связано с движением грузовых машин и другими экологическими опасностями.

Другой пример: закрытие целлюлозно-бумажного завода, администрация которого не может обеспечить природоохранные мероприятия, является лучшей мерой с точки зрения охраны природы. Но если в данной местности завод - единственное предприятие, то для людей, работающих на нем, это неприемлемо.

Необходимо помнить, что окружающая среда - сложная система, состоящая из множества тесно связанных элементов, и воздействие на один из них неизбежно сказывается на других. Поэтому, чтобы сохранить или улучшить качество охраняемой системы в целом, часто приходится жертвовать отдельными ее составляющими и идти на компромиссы.

Управление качеством окружающей среды и принятие решений возможны при наличии ясного представления об экономической эффективности затрат на средозащитные мероприятия и о размерах предотвращаемого ущерба. Только тогда можно прогнозировать, экономически стимулировать и оценивать направления научно-технического прогресса. В условиях развитого индустриального общества неизмеримо возрастает роль природных факторов в общественном производстве.

Необходимо стремиться к минимизации затрат общественного труда, рациональному распределению и использованию природных ресурсов, чтобы сохранить качество природной среды на уровне, обеспечивающем нормальные условия жизни людей в настоящее время и в обозримом будущем. Важно также уметь правильно оценивать социально-экономические последствия принятых решений.

В конечном счете эффективность охраны природы и рационального природопользования должна выразиться в приросте национального дохода, повышении социального и экологического потенциалов.

Чтобы избежать негативных последствий, общество разработало систему регулирования природоохранной деятельности. Основными функциями управления являются: контроль за использованием ресурсов; защита воздуха, воды, почвы от загрязнения; сохранение экологического равновесия в природных экосистемах и прогнозирование их состояния. Желаемых целей можно достичь двумя путями: реорганизацией экономической и хозяйственной деятельности и защитой непосредственно природных объектов. Это означает, что в эколого-экономической системе должен присутствовать особый блок, который воспринимает информацию от природных экосистем о происходящих изменениях, оценивает возможные отрицательные последствия и передает команду управляющему блоку. В качестве блока управления могут выступать органы власти или специально уполномоченные службы. Они получают информацию о состоянии природных объектов на основе мониторинга и предписывают предприятию сокращение выбросов или сбросов, используют экономические рычаги управления (корректируют плату за загрязнение и т. п.). Конкретные способы выполнения предписаний выбирает само предприятие. Это могут быть строительство новых очистных сооружений, изменение технологий, замена топлива или сырья, приостановка устаревших производств. Основными принципами при принятии решений должны быть:

- анализ результатов предполагаемых действий;

- учет взаимосвязей экономической и социальной деятельности с состоянием окружающей природной среды.

Для совершенствования системы управления окружающей средой, в первую очередь, необходимы введение новых оценочных показателей, нормативов; отработка механизмов взаимодействия между природоохранными подразделениями. Основными направлениями совершенствования системы управления являются:

- улучшение системы информационного обеспечения;

- поиск эколого-экономического оптимума при установке нормативов выбросов и уровня допустимого загрязнения;

- совершенствование структур и подразделений, участвующих в управлении качеством природной среды и природопользованием, координация их деятельности, подчинение решению глобальных задач;

- совершенствование экономического механизма управления;

- создание механизмов выполнения целевых программ по охране природы и рациональному природопользованию в региональном, национальном и глобальном масштабах и реализация этих программ (в том числе выдача лицензии или сертификатов собственности);

- контроль за деятельностью экологических банков и бирж.

Рыночные методы являются наиболее перспективным направлением развития механизма управления природоохранной деятельностью. Но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый из методов имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый из методов имеет свою сферу применения.