Геополитическое положение России после распада СССР и приоритеты внешней политики

СТАНОВЛЕНИЕ НОВОЙ РОССИИ В КОНЦЕ XX – XXI в.

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Широка страна моя родная». Название известной песни сталинских времен да* после распада СССР вполне относится и к постсоветской России. Российская Федерация меньше СССР по площади на 5 млн. кв. км. Но и осталось еще немало — больше 17 млн. кв. км. Русские правители видели в огромном пространстве и прочных границ гарантии безопасности своего государства. Среди российских демократов, которые группировались вокруг Б. Н. Ельцина, много говорилось о том, что такой огромной страной как СССР, вообще нельзя управлять. Разделить страну на 50-70 государств, как некоторые предлагали, пока не получилось, но наряду с Россией появилось еще полтора десятка новых суверенных государств. Возникли и новые проблемы.

В декабре 1991 г. в связи с распадом СССР президент США Джордж Буш поздравил свой народ с победой в холодной войне. Многие в СССР и за рубежом считали, что распад СССР и победа США в холодной войне над СССР стала возможной в результате внешней политики администрации М. С. Горбачева.

Доктрина «нового политического мышления», выдвинутая Горбачевым, сначала существенную корректировку прежнего внешнеполитического курса. Если до него постоянно говорилось о борьбе двух систем, то Горбачев заявил о единстве и взаимозависимом мире. Если до него считалось, что по ряду вопросов капиталистический и социалистический мир никогда не сойдутся, то Горбачев универсальным способом решения международных вопросов объявил баланс интересов различных государств. Если советские руководители говорили о первостепенной важности классовых интересов, интересов трудящегося большинства, интересов социализма, то Горбачев — о приоритете общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, религиозными). Министром иностранных дел после А. А. Громыко («мистера Нет») был назначен Э. А. Шеварнадзе.

Ставшие известными в последнее время факты позволяют утверждать, что Горбачев в обмен на международную поддержку («горбимания», премии,: и кредиты пошел на неоправданные уступки Западу в ущерб оборонной мощи своей страны. С президентами США были подписаны двусторонние обязательства об уничтожении ракет средней и меньшей дальности и ограничении стратегических наступательных вооружений в основном за счет ракетного потенциала СССР. Так были уничтожены наиболее эффективные установки «Ока», СС-20 («Сатана») и др.

Горбачев отказал в поддержке просоветским режимам в Болгарии, Венгрии, ГДР, Польше, Чехословакии. Руководители этих стран не спешили проводить соб­ственную «перестройку». В результате вывода советских войск и «бархатных ре­волюций» 1989 г. в странах Восточной Европы к власти пришли демократы-анти­коммунисты, ориентированные на сотрудничество с Западом. Горбачев в 1990 г. согласился на воссоединение ФРГ и ГДР в едином немецком государстве без каких-либо условий, хотя первоначально, например, предполагалось, что объединенная Германия не станет членом НАТО. В 1991 г. было объявлено о самороспуске Со­вета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского Договора. В по­кинутых странах остались брошенными значительные материальные ценности, оружие. Резко сократились экономические связи со странами бывшего «социали­стического лагеря».

При Горбачеве СССР отказался от прямого вмешательства во внутренние кон­фликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе, Мозамбике, прекратил помощь режимам в Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака против Кувейта в 1990 г.

Целесообразным и оправданным представляется вывод советских войск из Аф­ганистана, который завершился в феврале 1989 г. Война сопровождалась значи­тельными людскими и финансовыми потерями и была крайне непопулярна среди населения СССР.

По поводу многих внешнеполитических акций Горбачева советские люди не были должным образом осведомлены. Высокопоставленные военные и чиновни­ки в соответствии с традициями советской номенклатуры держали язык за зуба­ми. СССР перестал быть супердержавой в короткий срок, без крупного военного поражения, оказался па сей раз «колоссом на глиняных ногах».

С распадом СССР положение в мире кардинально изменилось. Прекратила свое существование мировая система социализма, главной силой которой являлся СССР. От задачи построения социализма отказался ряд социалистических стран: Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Болгария, Румыния, Югославия. Продолжи­ли строительство основ социалистического общества в Китайской Народной Рес­публике, Социалистической Республике Вьетнам, Корейской Народно-Демокра­тической Республике, на Кубе.

Закончилась холодная война, так как «сломался» стержень — противоборство двух сверхдержав — СССР и США. В известной степени Россия унаследовала место СССР в системе международных отношений, заменила СССР в междуна­родных организациях и приняла па себя долговые обязательства, оставшиеся от СССР. Россия осталась второй по размерам ракетно-ядерного потенциала миро­вой державой.

Позиции России на международной арене в сравнении с СССР значительно ослабли. Распалась единая система противоракетной обороны. Перестал сущест­вовать единый военно-промышленный комплекс. Оборонный заказ резко сокра­тился. Многие военные предприятия не смогли перейти па выпуск гражданской продукции и фактически прекратили свою деятельность. Военно-морской флот лишился баз в Эстонии, Латвии, на Украине, в Грузии, Азербайджане. Россия потеряла почти всех своих традиционных союзников в Восточной Европе, Азии, Африке, Латинской Америке. Из-за нехватки средств происходило постоянное сокращение численности вооруженных сил, которые на протяжении десяти лет не получали на вооружение новой техники. К середине 1980-х гг. соотношение обычных вооружений между СССР и НАТО в Европе было 3 к 1 в пользу СССР. К середине 90-х гг. — 1 к 3 не в пользу России, а после вступления в НАТО Поль­ши, Венгрии и Чехии — 4 к 1 в пользу НАТО. К концу 90-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз.

Новое российское руководство в начале 90-х гг. действовало по ситуации, не проявляя четкого понимания новых национальных интересов страны. Админист­рация Ельцина, по сути дела, продолжала политику Горбачева. Был завершен вы­вод войск не только из Германии, но также из Прибалтики, из других регионов. Россия в ущерб интересам собственной безопасности утратила значительную часть военной инфраструктуры, которая в советское время располагалась на террито­риях различных советских республик (военные базы, аэродромы, радиолокаци­онные станции, склады боеприпасов, оборонные предприятия и т. д.).

В 1992 г. в Кэмп-Дэвидской декларации Россия и США зафиксировали окон­чание холодной войны и признали, что больше не рассматривают друг друга в ка­честве потенциальных противников. В 1993 г. был заключен договор ОСНВ-2 о взаимном сокращении к 2003 г. ядерного потенциала сторон на 2/3 по сравнению с уровнем, установленным соглашением ОСНВ-1 (1972). С 1994 г. президент России стал участвовать в выработке политических решений «семерки» ведущих западных стран. В 1997 г. было подписано соглашение о сотрудничестве России и НАТО. Российское руководство рассчитывало на значительную международную финансово-политическую помощь реформам в России со стороны Запада и про­являло уступчивость. Однако обещанных кредитов на льготных условиях Ельцин так и не получил, а задолженность страны международным финансовым органи­зациям значительно возросла.

Участие России в международных делах последнего десятилетия XX в. носило явно декоративный характер. В принципиальных вопросах позиция страны во внимание не принималась. Так, весной 1999 г. 19 стран НАТО во главе с США на­чали агрессивные бомбардировки Сербии, проигнорировав протесты России. Рос­сия прервала отношения с НАТО. Продолжалось расширение НАТО на Восток за счет бывших «социалистических стран». В НАТО попросились и бывшие «со­юзные» республики, входившие в СССР. С Россией все больше стали обращаться не как с партнером, а как с клиентом (по выражению одного из американских по­литиков).

В первой половине 1990-х гг. отношения со странами Востока превратились во второстепенное направление внешней политики новой России. После замены в 1996 г. А. В. Козырева на посту министра иностранных дел Е. М. Примаковым, а затем И. С. Ивановым отношения со странами Азии, Африки, Латинской Амери­ки активизировались. Состоялись встречи на высшем уровне с руководителями Японии, Китая, Индии, Южной Кореи, стран Юго-Восточной Азии и Персидско­го залива. В 1998 г. Россия была принята в международную организацию стран Азиатско-Тихоокеанского бассейна. Страны Востока не только возобновили закупки военной техники из России, но и активизировали сотрудничество в самых разных областях. Во Вьетнаме российские специалисты участвуют в добыче неф­ти, в Иране строят крупные объекты, включая атомную электростанцию. В то же время страны Запада пытаются не допускать российских конкурентов на восточ­ный рынок товаров и услуг.

Трудным и болезненным был путь налаживания отношений со странами ближ­него зарубежья, с прежними союзными республиками в составе СССР. Руково­дство России не задавалось целью силой восстановить союзное государство. В тоже время Россия не стала полностью отказываться от участия в решении проблем, возникших на постсоветском пространстве (так называют страны Содру­жества Независимых Государств и Балтии).

Руководители бывших союзных республик от первоначальной демонстрации своей независимости от России и расчетов на значительную помощь со стороны новых друзей пришли к пониманию важности сохранения нормальных взаимоот­ношений с Россией. Помощь российских войск сыграла решающую роль в пога­шении очагов военных конфликтов в Таджикистане, Грузии, Нагорном Карабахе, Молдавии.

В Таджикистане российское воинское подразделение прикрывает границу с Афганистаном. Российским военнослужащим пришлось выступить в качестве миротворцев и в районе Приднестровья, где в 1992 г. вспыхнули ожесточенные бои между вооруженными силами Молдавии и воинскими формированиями са­мопровозглашенной Приднестровской республики. Кровопролитный конфликт был прекращен благодаря вмешательству командующего 14-й российской арми­ей генерала А. И. Лебедя. Российское правительство начало вывоз из Приднест­ровья в Россию значительных количеств боеприпасов и другого военного снаря­жения, которое могло оказаться в не тех руках, как это уже было в Чечне.

Отношения с Украиной (в президентство Л. Кучмы) в 90-х гг. развивались достаточно неровно и были связаны с разделом имущества, оставшегося от СССР (Черноморский флот, ядерные боеприпасы, носители ядерного оружия и т. д.), а также с урегулированием экономических вопросов. Россия не платила за транзит энергоносителей в Европу по трубопроводам через территорию Украины, а Украи­на в зачет неуплаты за транзит самовольно подключалась к российским нефте-и газопроводам.

В рамках СНГ только за первые пять лет его участники подписали более 800 совместных решений: Договор о коллективной безопасности (1992), Договор об экономическом союзе (1993), Устав СНГ (1993), Соглашение о Межгосударст­венном экономическом комитете (1993), о создании единого рублевого простран­ства, о режиме границ, о совместном изучении космоса и т. д. Однако во взаимных отношениях возникает много проблем из-за невыгодных условий экономическо­го сотрудничества, территориальных проблем, ущемления прав русскоязычного населения, контроля России над ядерным потенциалом бывшего СССР и т. д. Большинство программ и планов в рамках СНГ остались нереализованными.

Некоторые проблемы оказалось возможным решить в рамках СНГ на основе двустороннего и регионального сотрудничества. В 1998 г. оформился политиче­ский союз Украины, Грузии, Азербайджана, Узбекистана, Молдовы. Сложились более тесные политические и экономические отношения между странами Сред­ней Азии. Оформился Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана и Кир­гизии. В 1996-2000 гг. оформился Союз между РФ и Республикой Белоруссия. В начале XXI в. в Казахстане, Киргизии, Белоруссии были приняты законы в поддержку русского языка. По международным соглашениям с этими государст­вами абитуриенты из этих республик принимаются в российские высшие учеб­ные заведения на равных условиях с российской молодежью.

Авторитет России, ее вооруженных сил пошатнулся после неудачной войны 1994-1996 г. в Чечне. В следующей войне в 1999-2001 гг. чеченских боевиков це­ной больших усилий загнали в горы, но стабилизации положения добиться не удалось.