Общественный экологический контроль

 

Общественный экологический контроль осуществляется профессиональными союзами Российской Федерации и иными общественными объединениями, трудовыми коллективами, гражданами и ставит своей задачей проверку выполнения требований Закона «Об охране окружающей природной среды» министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от их форм собственности и подчиненности, должностными лицами и гражданами.

Порядок проведения общественного экологического контроля регулируется Законом РФ «Об охране окружающей природной среды», законодательством о профессиональных союзах Российской Федерации, трудовых коллективах, общественных объединениях.

Общественный экологический контроль - третий элемент в системе экологического контроля. Его задача - проверка выполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды министерствами и ведомствами, предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности и подчиненности, а также должностными лицами и гражданами. В закрепленной в статье 72 формулировке она во многом совпадает с задачей государственного экологического контроля. Однако правовая основа, органы, формы и порядок ее решения имеют специфику.

Правовую основу общественного экологического контроля составляют:

- Конституция Российской Федерации, закрепившая обязанность граждан сохранять природу и окружающую среду (статья 67), положение о том, что государство поощряет деятельность, способствующую экологическому благополучию (статья 55), право граждан на объединение (статья 50) и право этих объединений, трудовых коллективов и граждан участвовать в выработке политики государства, в управлении государственными и общественными делами (статьи 6, 8);

- земельный, водный, лесной кодексы;

- законы о недрах, об охране атмосферного воздуха и об охране и использовании животного мира; уставы (положения) общественных объединений.

Профессиональные союзы в соответствии со статьей 110 Конституции Российской Федерации обладают правом законодательной инициативы в высших органах государственной власти, участвуют в разработке законодательных актов по социально-экономическим вопросам, в том числе по вопросам экологической безопасности. Согласно Закону Российской Федерации "О коллективных договорах и соглашениях" от 11 марта 1992 г. профсоюзы являются одной из двух надлежащих сторон коллективных договоров, в содержание которых в качестве взаимных обязательств работодателей и работников включаются и вопросы экологической безопасности (статьи 11, 13). В 1992 г. впервые в истории России было подписано Генеральное соглашение между Правительством Российской Федерации, российскими объединениями профсоюзов и объединениями предпринимателей (работодателей). В нем, в частности, предусмотрено разработать и принять после рассмотрения Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений Государственную программу экологической безопасности.

Под "иными общественными объединениями" следует понимать политические партии, массовые движения, женские, ветеранские, молодежные, детские и подобные им организации, научные, культурно-просветительские, физкультурно-спортивные, технические и иные добровольные общества, творческие союзы, землячества, фонды, ассоциации и другие объединения граждан. Сюда же можно отнести органы территориального общественного самоуправления (советы и комитеты микрорайонов, домовые, уличные, квартальные, поселковые, сельские комитеты и иные), органы общественной самодеятельности (народные дружины, товарищеские суды и др.); религиозные организации.

Перечисленные общественные объединения могут быть:

а) специальными и сочетающими функции экологического контроля с основной деятельностью;

б) отраслевыми и универсальными, т. е. осуществляющими комплекс природоохранительных мероприятий;

в) федеральными, республиканскими, автономных образований, краевыми, областными и местными. Специальными (и универсальными) объединениями являются общества охраны природы (ООП), дружины по охране природы. К отраслевым органам общественного контроля относятся

- общественные:

- рыбоохрана,

- охотничья,

- лесная,

- санитарная и другие инспекции.

Они осуществляют экологический контроль в соответствии с их полномочиями, предусмотренными статьей 13 Закона РФ «Об охране окружающей среды», а также со своими уставами, другими нормативными актами.

Общественное экологическое движение не сводится к традиционным общественным объединениям - обществам охраны природы, охотников и рыболовов, дружинам по охране природы и т. п. Массовым стало появление новых природоохранных формирований. Они отличаются как организационными принципами (объединения, клубы, общества, союзы, ассоциации, фонды, комитеты), так и направлением деятельности - экологическое, социально-экологическое, эколого-культурное.

Трудовые коллективы осуществляют контрольные функции в области охраны окружающей природной среды в рамках прав, предоставленных им в соответствии со статьей 8 Конституции Российской Федерации, статьей 32 Закона РФ "О предприятиях и предпринимательской деятельности".

Граждане участвуют в контроле за охраной окружающей природной среды как через общественные объединения, так и непосредственно через референдумы, реализуя свое право обращаться в государственные органы с письмами, заявлениями, жалобами и в других формах.