Стадия создания организации

Что такое жизненный цикл организации Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми.

Тема 9. Жизненный цикл организации и его основные стадии

1. Что такое жизненный цикл организации Переходы от одной стадии к другой являются предсказуемыми

2. Стадия создания организации

3. Стадия роста организации

4. Стадия зрелости организации

5. Стадия спада

Жизненный цикл – это период, в течение которого организация проходит такие стадии своего функционирования, как создание, рост, зрелость и упадок. Это предсказуемые изменения состояния организации, которые протекают во времени с определенной последовательностью. Графически один из вариантов основных этапов жизненного цикла организации представлен на рис. 1. По восходящей линии показаны создание, рост и зрелость организации, по ниспадающей кривой – спад.

Задача руководителя состоит в том, чтобы понять, каковы причины перехода конкретной организации от одной стадии к другой. Запланирован ли этот переход заранее или является реакцией на изменения, происходящие во внешней среде?

Жизненный цикл ориентирует на периодическую перепроверку специфических целей организации, на постановку вопроса о целесообразности ее существования в том виде, в каком она создавалась первоначально.

Организация находится в стадии становления, цели – недостаточно четкие. Творческий процесс протекает свободно. Основные усилия направлены на создание продукта и на выживание в условиях рынка. Организация маленькая, отношения между сотрудниками неформальны. Структура простая, плоская, нет разделения труда и специализации. Работа выполняется совместно. Контроль основывается на личном наблюдении владельца. Он же несет всю ответственность за принятые решения.

 

На этой стадии перед организацией стоят две задачи:

• доступ к необходимым ресурсам;

• овладение механизмом конкуренции.

 

Решение задач на «стадии создания» невозможно без анализа сложившейся ситуации, без получения всей объективной информации.

С этой целью может быть использована табл. 1.

 

На стадии создания организации руководитель должен:

изучить потребительский спрос на данную продукцию или услуги на конкретных рынках;

собрать и оценить информацию о деятельности и намерениях конкурентов, сопоставить ее с возможностями, наличием ресурсов и стратегией своей компании;

взвесить необходимость и целесообразность увеличения потенциала своей компании и внесения, соответствующих корректив в ее стратегию;

принять необходимые меры по привлечению дополнительных ресурсов за счет внутренних и внешних источников;

рационально организовать управленческий процесс, включая расстановку кадров, создание системы ответственности, надежный механизм принятия решений, систему мотиваций и стимулов

 

Таблица 1. Анализ ситуации на стадии создания организации

Направление и этап Цель Методы Результаты
Выбор товара или услуги Определить нишу на рынке Изучить объемы продаж и удовлетворяемость спроса (емкость рынка), а также возможность вытеснения товара Возможный объем продажи товара
Оценка действий конкурентов Определить возможности конкурентов для занятия данной ниши на рынке Изучить работу аналогичных предприятий: технологию, организацию, качество, затраты, снабжение, сбыт, исследования и инфраструктурные связи Доминирующий фактор конкуренции
Анализ схемы предпринимательства Определить требуемые ресурсы и возможность их получения Изучить возможности создания (приобретения, установки, пуска или работы) технологии, обеспечения сырьем, материалами, по-мещениями, услугами, капиталом  
Анализ общего окружения Определить значимость внешних факторов Изучить состояние государственно-политических, экономических, технологических и иных факторов. Определить характер тенденций и ожиданий. Неопределенность значений факторов. Стабильность значений факторов. Темпы изменения значений факторов