Определение конкурентоспособности методом, основанным на теории эффективной конкуренции

В соответствии с этой теорией наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованная работа всех подразделов и служб. На эффективность деятельности каждой службы влияет много факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого подразделения предусматривает оценку эффективности использование этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

В первой группе объединенные показатели, которые характеризуют эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация работы на производстве.

Во второй группе объединенные показатели, которые отображают эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться за своими долгами, возможность стабильного развития организации в будущем.

К третьей группе принадлежат показатели, которые позволяют получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке с помощью рекламы и стимулирования.

К четвертой группе входят показателиконкурентоспособности товара и его цена. Необходимые для расчета показатели приведены в таблице 5.1.

 

Таблица 5.1. Критерии и показатели конкурентоспособности организации

Критерии и показатели конкурентоспособности Роль показателя в оценке Правило расчета показателя Оптимальное значение показателя
1. Показатель эффективности производственной деятельности предприятия (ЭО)
1.1.Относительный показатель затрат на единицу продукции (В) Отображает эффективность затрат при выпуске продукции В= Валовые затраты/ Объем выпуска продкции 0.8
1.2. Относительный показатель фондоотдачи (Ф) Характеризует эффективность использования основных производственных фондов Ф= Объем выпуска продукции/Среднегодовая стоимость основных производственных фондов   0.8-1,2
1.3. Относительный показатель рентабельности товара (РТ) Характеризует степень прибыльности товара РТ = Прибыль от реализации *100% /Полная себестоимость продукции 25-35%
1.4. Относительный показатель производительности труда (ПТ) Отображает степень организации производства и использования рабочей силы ПТ = Объем выпуска продукции/среднесписочная численность рабочих -
2.Финансовое положение предприятия (ФО)
2.1. Коэффициент автономии (КА) Характеризует независимость предприятия от внешних источников финансирования КА = Собственные средства предприятия /Общая сумма источников финансирвания 0.6; желательно не меньше 0,5
2.2.Коэффициент платежеспособности (КП) Отображает способность предприятия выполнять свои фин.обязательства и определяет вероятность банкротства КП = Собственный капитал /Общие обязательства -
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (КЛ) Показывает качественный состав средств, которые являются источниками покрытия текущих обязательств КЛ = Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги /краткосрочные обязательства 1,2
2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (КО) Анализирует эффективность использования оборотных средств. Равняется времени, на протяжении которого оборотные средства проходят все стадии произв-ства и оборота КО = Выручка от реализации/ среднегодовой остаток оборотных средств -
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара (ЭС)
3.1. Рентабельность продаж (РП) Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке РП = (Прибыль от реализации/Объем продаж)* 100% 25 %
3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией(КЗ) Отображает степень затоваренности готовой продукцией. Возрастание показателя свидетельствует о падении спроса КЗ = Объем нереализованной продукции/ Объем продаж Чем меньше, тем лучше
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (КМ) Показывает деловую активность предприятия,эффективность работы службы сбыта КМ = Объем выпуска Продции/Производственная мощность 0,8-0,9 → 1
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирование сбыта (КР).   Показывает экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта КР= Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / приростприбыли от реализации  
4. Конкурентоспособность товара (КТ)
4.1. Качество товара Характеризует способность товара удовлетворять потребность в соответствии с его назначением Комплексный метод оценки

 

В целом алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности организации предусматривает три постепенных этапа:

Этап I. Расчет единичных показателей конкурентоспособности организации (см. табл.1) и переведение показателей 1.1 – 3.4 в относительные величины (баллы).

Для переведения этих показателей в относительные величины осуществляется их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать:

a среднеотраслевые показатели;

a показатели любой конкурирующей организации или организации-лидера на рынке;

a показатели предприятия, которое оценивается за минувшие отрезки времени.

 

В целях переведения показателей в относительные величины используется 15балльная шкала. При этом значение «5баллов» дается показателю, который худший за базовый; «10баллов» –наравне с базовым; «15баллов» –значение показателя больше, чем базовый.

Этап 2. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия по формулам.

Все указанные критерии соответственно могут быть рассчитаны таким образом.

ЭО= 0,31В + 0,19Ф + 0,4 РТ + 0,1ПТ;

где В – относительный показатель затрат производства на единицу продукции;

Ф – относительный показатель фондоотдачи;

РТ – относительный показатель рентабельности товара;

IIT – относительный показатель производительности труда.

ФО= 0,29КА + 0,2КП+ 0,36КЛ+ 0,15КО,

где КА – относительный показатель автономии организации;

КП – относительный показатель платежеспособности организации;

КЛ – относительный показатель ликвидности организации;

КО – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.

ЭС= 0,37РП + 0,29КЗ + 0,2 КМ + 0,14КР

где РП – относительный показатель рентабельности продаж;

КЗ – относительный показатель затоваренности готовой продукцией;

КМ – относительный показатель загрузки производственных мощностей;

КР – относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирование сбыта

Этап 3. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.

Конкурентоспособность организации может быть определена методом средневзвешенной арифметической:

ККО = 0,15ЭО + 0,29ФО + 0,23ЭС + 0,33КТ

гдеККО – коэффициент конкурентоспособности организации;

ЭО – значение критерия эффективности производственной деятельности организации;

ФО – значение критерия финансового положения организации;

ЭС – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижениятовара;

КТ – значение критерия конкурентоспособности товара.

 

На основании проведенных расчетов дается анализ деятельности предприятия и предлагается дальнейшая стратегия развития организации.

Такая оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, выключает дублирование отдельных показателей, разрешает быстро и эффективно получить картину состояния предприятия на отраслевом рынке.

Рассмотренный метод имеет явные преимущества. Он есть удобным для использования при исследовании конкурентоспособности производственного предприятия, охватывает основные направления деятельности такой организации. Вместе с тем в его основу заложенная экспертная оценка показателей весомости каждого коэффициента, а такая оценка не может считаться абсолютно достоверной.