Определение конкурентоспособности методом, основанным на теории эффективной конкуренции
В соответствии с этой теорией наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим образом организованная работа всех подразделов и служб. На эффективность деятельности каждой службы влияет много факторов – ресурсов фирмы. Оценка эффективности работы каждого подразделения предусматривает оценку эффективности использование этих ресурсов. В основе метода лежит оценка четырех групповых показателей или критериев конкурентоспособности.
В первой группе объединенные показатели, которые характеризуют эффективность управления производственным процессом: экономичность производственных затрат, рациональность эксплуатации основных фондов, совершенство технологии изготовления товара, организация работы на производстве.
Во второй группе объединенные показатели, которые отображают эффективность управления оборотными средствами: независимость предприятия от внешних источников финансирования, способность предприятия расплачиваться за своими долгами, возможность стабильного развития организации в будущем.
К третьей группе принадлежат показатели, которые позволяют получить представление об эффективности управления сбытом и продвижением товара на рынке с помощью рекламы и стимулирования.
К четвертой группе входят показателиконкурентоспособности товара и его цена. Необходимые для расчета показатели приведены в таблице 5.1.
Таблица 5.1. Критерии и показатели конкурентоспособности организации
Критерии и показатели конкурентоспособности | Роль показателя в оценке | Правило расчета показателя | Оптимальное значение показателя |
1. Показатель эффективности производственной деятельности предприятия (ЭО) | |||
1.1.Относительный показатель затрат на единицу продукции (В) | Отображает эффективность затрат при выпуске продукции | В= Валовые затраты/ Объем выпуска продкции | 0.8 |
1.2. Относительный показатель фондоотдачи (Ф) | Характеризует эффективность использования основных производственных фондов | Ф= Объем выпуска продукции/Среднегодовая стоимость основных производственных фондов | 0.8-1,2 |
1.3. Относительный показатель рентабельности товара (РТ) | Характеризует степень прибыльности товара | РТ = Прибыль от реализации *100% /Полная себестоимость продукции | 25-35% |
1.4. Относительный показатель производительности труда (ПТ) | Отображает степень организации производства и использования рабочей силы | ПТ = Объем выпуска продукции/среднесписочная численность рабочих | - |
2.Финансовое положение предприятия (ФО) | |||
2.1. Коэффициент автономии (КА) | Характеризует независимость предприятия от внешних источников финансирования | КА = Собственные средства предприятия /Общая сумма источников финансирвания | 0.6; желательно не меньше 0,5 |
2.2.Коэффициент платежеспособности (КП) | Отображает способность предприятия выполнять свои фин.обязательства и определяет вероятность банкротства | КП = Собственный капитал /Общие обязательства | - |
2.3. Коэффициент абсолютной ликвидности (КЛ) | Показывает качественный состав средств, которые являются источниками покрытия текущих обязательств | КЛ = Денежные средства и быстрореализуемые ценные бумаги /краткосрочные обязательства | 1,2 |
2.4. Коэффициент оборачиваемости оборотных средств (КО) | Анализирует эффективность использования оборотных средств. Равняется времени, на протяжении которого оборотные средства проходят все стадии произв-ства и оборота | КО = Выручка от реализации/ среднегодовой остаток оборотных средств | - |
3. Эффективность организации сбыта и продвижения товара (ЭС) | |||
3.1. Рентабельность продаж (РП) | Характеризует степень прибыльности работы предприятия на рынке | РП = (Прибыль от реализации/Объем продаж)* 100% | 25 % |
3.2. Коэффициент затоваренности готовой продукцией(КЗ) | Отображает степень затоваренности готовой продукцией. Возрастание показателя свидетельствует о падении спроса | КЗ = Объем нереализованной продукции/ Объем продаж | Чем меньше, тем лучше |
3.3. Коэффициент загрузки производственных мощностей (КМ) | Показывает деловую активность предприятия,эффективность работы службы сбыта | КМ = Объем выпуска Продции/Производственная мощность | 0,8-0,9 → 1 |
3.4. Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирование сбыта (КР). | Показывает экономическую эффективность рекламы и средств стимулирования сбыта | КР= Затраты на рекламу и стимулирование сбыта / приростприбыли от реализации | |
4. Конкурентоспособность товара (КТ) | |||
4.1. Качество товара | Характеризует способность товара удовлетворять потребность в соответствии с его назначением | Комплексный метод оценки |
В целом алгоритм расчета коэффициента конкурентоспособности организации предусматривает три постепенных этапа:
Этап I. Расчет единичных показателей конкурентоспособности организации (см. табл.1) и переведение показателей 1.1 – 3.4 в относительные величины (баллы).
Для переведения этих показателей в относительные величины осуществляется их сравнение с базовыми показателями. В качестве базовых показателей могут выступать:
a среднеотраслевые показатели;
a показатели любой конкурирующей организации или организации-лидера на рынке;
a показатели предприятия, которое оценивается за минувшие отрезки времени.
В целях переведения показателей в относительные величины используется 15балльная шкала. При этом значение «5баллов» дается показателю, который худший за базовый; «10баллов» –наравне с базовым; «15баллов» –значение показателя больше, чем базовый.
Этап 2. Расчет критериев конкурентоспособности предприятия по формулам.
Все указанные критерии соответственно могут быть рассчитаны таким образом.
ЭО= 0,31В + 0,19Ф + 0,4 РТ + 0,1ПТ;
где В – относительный показатель затрат производства на единицу продукции;
Ф – относительный показатель фондоотдачи;
РТ – относительный показатель рентабельности товара;
IIT – относительный показатель производительности труда.
ФО= 0,29КА + 0,2КП+ 0,36КЛ+ 0,15КО,
где КА – относительный показатель автономии организации;
КП – относительный показатель платежеспособности организации;
КЛ – относительный показатель ликвидности организации;
КО – относительный показатель оборачиваемости оборотных средств.
ЭС= 0,37РП + 0,29КЗ + 0,2 КМ + 0,14КР
где РП – относительный показатель рентабельности продаж;
КЗ – относительный показатель затоваренности готовой продукцией;
КМ – относительный показатель загрузки производственных мощностей;
КР – относительный показатель эффективности рекламы и средств стимулирование сбыта
Этап 3. Расчет коэффициента конкурентоспособности предприятия.
Конкурентоспособность организации может быть определена методом средневзвешенной арифметической:
ККО = 0,15ЭО + 0,29ФО + 0,23ЭС + 0,33КТ
гдеККО – коэффициент конкурентоспособности организации;
ЭО – значение критерия эффективности производственной деятельности организации;
ФО – значение критерия финансового положения организации;
ЭС – значение критерия эффективности организации сбыта и продвижениятовара;
КТ – значение критерия конкурентоспособности товара.
На основании проведенных расчетов дается анализ деятельности предприятия и предлагается дальнейшая стратегия развития организации.
Такая оценка конкурентоспособности охватывает все наиболее важные оценки хозяйственной деятельности предприятия, выключает дублирование отдельных показателей, разрешает быстро и эффективно получить картину состояния предприятия на отраслевом рынке.
Рассмотренный метод имеет явные преимущества. Он есть удобным для использования при исследовании конкурентоспособности производственного предприятия, охватывает основные направления деятельности такой организации. Вместе с тем в его основу заложенная экспертная оценка показателей весомости каждого коэффициента, а такая оценка не может считаться абсолютно достоверной.