Специфика организаторской деятельности на внутрифирменном уровне.
Сущность и содержание основных стилей управленческой деятельности.
Организаторская деятельность.
Организаторская деятельность - создание или усовершенствование механизма управления в соответствии с целями и задачами организационных систем. Организаторская деятельность аналогична общей функции управления “организация”. Данная функция может выполняться объектами и субъектами организационной деятельности.
В теории управления объекты и субъекты управления определяются по их отношениям к управленческим воздействиям. Субъект - это источник управленческого воздействия, а объект - приемник и исполнитель всего или части управленческого воздействия, представленного в виде набора функций или задач.
Аналогично и в теории организации.
Субъект организаторской деятельности является источником воздействия на подчиненных по функциям организаторской деятельности. Субъект организационной деятельности выполняет в рамках требуемых функций процедуры: “принимает решение”, “утверждает”, “организует выполнение”.
Объект организаторской деятельности в рамках порученных функций выполняет процедуры “подготовка решения” и “согласование решения” или все операции, относящиеся к этим процедурам. К операциям процедур относятся: получить задание или его сформулировать, провести информационную работу, провести совещание, сдать выполненную работу заказчику или использовать ее в своей организации и т.д.
Субъектами организаторской деятельности на уровне страны в Кыргызстане являются: Президент, депутаты ЖК, Премьер министр, Правительство, министры и т.д.
Субъектами организаторской деятельности в компании могут быть отдельные лица (главный механик, начальник цеха и др.), коллективный орган компании (отдел по совершенствованию управления, отдел кадров и др.), внешний орган (пожарная служба города, МЧС и др.).
В зависимости от объекта организационного воздействия субъектами могут быть руководители государства, лидеры общественных объединений, руководители компаний или их подразделений, неформальные лидеры, организационные комитеты и др.
Под стилем управления (управленческой деятельности) следует понимать комплекс методов, приёмов и средств, применяемых руководителем для достижения поставленных целей.
При внешнем сходстве поведения современных руководителей и процедур управления между ними имеется немало отличий. Особенности темперамента и характера субъекта, его внешние данные, пол, возраст, семейное положение, национальность, политические или религиозные предпочтения, уровень образования и опыт работы, а также аналогичные характеристики подчинённых сотрудников, умноженные на состояние самой организации и обстановку за её пределами, – эти и другие факторы определяют стиль управления.
Существует немало различных классификаций стилей управленческой деятельности. Обозначим лишь наиболее известные и значимые.
Одна из самых простых и распространённых классификаций основана на сопоставлении форм и способов принятия и реализации управленческих решений. В современном менеджменте сложилась традиция[17] выделять главную «тройку» стилей:
авторитарный, или автократический (крайним проявлением авторитаризма выступает принцип «руководитель – всё, подчинённые – ничто», основными методами реализации такой доктрины являются «кнут» и «пряник»),
демократический, или коллегиальный («руководитель – первый среди равных сотрудников организации», и
либеральный, или попустительский, или разрешительный (руководитель «отходит» от дел, делегируя свои полномочия и предпочитая управлять организацией более или менее «дистанционно»).
Сравнительные характеристики базовых стилей управления.
Базовые стили управления | Основные преимущества и возможности | Основные недостатки и угрозы |
Авторитарный | Экономия времени, определение границ полномочий и ответственности, жесткий контроль | Подавление инициативы подчинённых, субъективизм и «мания величия» руководителя |
Демократический | Коллективизм, поощрение инициативы и творчества, гармоничное развитие персонала | Дополнительные временные затраты, низкий профессионализм отдельных сотрудников |
Либеральный | Делегирование полномочий, предоставление дополнительных прав и свобод подчинённым, экономия средств | Снижение или потеря управляемости, угроза деградации или краха организации |
Проблема распределения функций и конкретных задач между работниками всех уровней – не так проста, как может показаться начинающим менеджерам. Ещё более важно для руководителя формализовать перечень должностных обязанностей и документально «закрепить» их за каждым сотрудником.
Должностные (функциональные) обязанности любого руководителя или специалиста – это формализованный документ, как правило, состоящий из трёх частей (разделов).
В первой (вводной) части должностной инструкции обычно содержится информация о том, кому подчинен данный сотрудник, а также для какой категории персонала и по каким вопросам он является начальником. Здесь могут быть указаны его полномочия по отношению к подчиненным.
Во второй (основной) части перечисляются непосредственные обязанности сотрудника, т.е. функции и задачи, за выполнение которых он прямо или косвенно отвечает.
В третьей (заключительной) части обычно содержатся пункты, отражающие специфику функционирования предприятия, управления, а также конкретные ситуации, в которых должностному лицу предписаны определённые действия (например, заместителю директора – исполнение прямых обязанностей директора или совмещение обязанностей в связи с отпуском или командировкой одного из представителей администрации).
В плане семинаров к данной теме представлены типовые инструкции в рамках изучения организаторской деятельности.
Раздел II. Проектирование организационных систем.