ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИЗДАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Издательским процессом

Управление современным

Конспект лекций

 

 

Тема взаимоотношения власти и бизнеса, государства и ключевых отраслей промышленности всегда приковывала к себе внимание общества и СМИ. Тугой клубок проблем, образовавшийся за последнее время, вобрал в себя актуальные вопросы реформирования российской экономики и совершенствования системы государственного управления, не всегда удачный опыт приватизации, частую беспомощность государства в решении проблем отрасли, череду конфликтных ситуаций, складывающихся между представителями крупного бизнеса и властью.

Исключением не стала и издательская отрасль, отличающаяся, может быть, и менее значительными объемами оборота денежных средств, однако напрямую обращенная к важной социальной роли книги и чтения в образовании и культуре. Отношения между книгоизданием и государством, стабильные в советский период, коренным образом изменились с началом рыночных реформ. Речь идет о переходе предприятий издательской отрасли с 1988 г. На хозрасчет и самофинансирование, появлении новых форм собственности в издательском деле и либерализации цен на издательскую продукцию.

Однако происходящие процессы, приведшие к снижению государственного контроля над выпуском книжной продукции, ценообразованием в издательском секторе, нисколько не поставили под сомнение роль государства в управлении издательским делом посредством правовых и финансовых механизмов. Государство по-прежнему оказывает существенную поддержку, регулируя выпуск некоторых социально-необходимых видов литературы.

Обобщенное представление роли государства в регулировании издательского дела и его непосредственного участия в книгоиздательском процессе может быть передано следующей функциональной системой:

1. Правовая поддержка издательского дела.

2. Налоговое и тарифное стимулирование издательско-полиграфического производства.

3. Реализация программ государственной поддержки книгоиздания.

4. Информационно-библиографическое обслуживание издательского дела.

5. Регулирование государством выпуска социально-значимой литературы.

Правовое регулирование издательского дела формирует законодательную базу для ведении производственной, хозяйственной и финансовой деятельности издательских предприятий. Действующее законодательсвтво определяет правовой статус издательского предприятия, устанавливает организационно-правовые формы его существования как юридического лица, диктует нормы взаимоотношения издательсвта с авторами, трудовым коллективом, другими предприятиями, потребителями издательской продукции и самим государством.