Намерения владельцев

Основными целями, определяющими стратегию и вообще всю деятельность компании, являются цели, которые ставят перед бизнесом его владельцы (акционеры, учредители). Но не всегда интересы владельцев совпадают. Например, цель миноритарных акционеров получение наибольшей прибыли, причем не отдельными собственниками или менеджерами, а всеми акционерами в совокупности. По словам представителя одного инвестиционного фонда: «В России с этим принципом мало кто считается. Менеджеры полагают, что целью работы их предприятия является производство лучшей в мире продукции: самолетов, или станков, или автомобилей, или чего-то еще. Но акционеров вовсе не интересуют лучшие в мире машины. Они хотят, чтобы вложенные деньги принесли им самый большой в мире доход. Разумеется, часть этого дохода будет потрачена не на потребление, а на долгосрочное инвестирование, на развитие производства».

Мажоритарные акционеры могут ориентироваться не на прибыль, а на решение других стратегически важных задач, таких как:

  • захват доли рынка,
  • обеспечение бесперебойности производства определенного вида продукции,
  • повышение стоимости компании.

 

Кроме того, в разные моменты времени перед компанией могут стоять различные стратегические задачи (см. рис. 21).

Рисунок 21. Эволюция стратегических целей

Например, многие иностранные производители медицинского оборудования ставят перед своими российскими подразделениями задачи не повышения прибыльности, а увеличения количества своего оборудования в поликлиниках и больниц. Очевидно, что вся система управления и мотивации нацелена в первую очередь на решение именно этой задачи, а прибыль компания планирует получить в последствие, за счет обучения, ремонта, профилактического обслуживания и поставки расходных материалов.

В большинстве российских частных компаний при разработке стратегии владельцы ставят следующие задачи:

  • повышение стоимости предприятия,
  • увеличение прибыльности предприятия,
  • увеличение объема продаж и развитие бизнеса,
  • повышение стабильности бизнеса.

Интересно, что оценка стоимости предприятия в условиях фактического отсутствия фондового рынка является нетривиальной задачей, которую мы рассмотрим ниже.

Важно, что цели по увеличению прибыльности имеют значение только для компаний, в то время как для финансовых институтов (таких как банки и страховые компании), эти показатели не имеют большого смысла, так как высокой прибыльности можно практически мгновенно добиться за счет увеличения доли риска. В этом случае можно воспользоваться показателем рентабельности активов или капитала.

В случае, когда предприятие входит в состав крупного производственного объединения или является по своей форме государственным унитарным предприятием, цели владельцев (государства или объединения) в первую очередь заключаются в

  • выполнении всех заказов головной организации,
  • увеличении рентабельности использования собственности,
  • максимизации дивидендов.