От миссии и стратегии к показателям

Мы можем придумать сотни и тысячи показателей, оценивающих эффективность деятельности нашего предприятия. Но преимущество концепции ССП как раз и заключается в том, что она позволяет из множества показателей выбрать именно те 15-20, на основе которых можно осуществлять стратегическое управление компанией.


Рисунок 11. От миссии и видения к плану оперативных действий

Для внедрения сбалансированной системы показателей необходимо:

  • Определить миссию и видение предприятия;
  • Разработать стратегию, ведущую к достижению заданного видения;
  • Определить перспективы;
  • Определить стратегические цели предприятия в заданных перспективах;
  • Разработать эффективные показатели, определяющие движение к заданным целям;
  • Определить целевые значения в рамках заданной стратегии;
  • Разработать инициативы по их достижению.

На рисунках 12, 13 приведены примеры таких связей для компании "Автокомфорт", которая производит обогреватели для сидений на автомобилях. Обратите внимание, что показатели могут сильно меняться в зависимости от рыночной стратегии компании. В одном случае компания ориентируется на экономический сегмент автовладельцев отечественных автомобилей, а в другом – на владельцев иномарок класса «люкс».


Рис 12. Связь стратегии и показателей для компании, ориентирующейся на отечественных автолюбителей


Рис 13. Связь стратегии и показателей для компании, ориентирующейся на любителей иномарок класса «люкс»

После определения показателей, компании необходимо:

  • Добиться широкого признания разработанных показателей;
  • Создать системы бюджетирования, мониторинга, коммуникации и мотивации, ориентированные на выполнение стратегии;
  • Собирать и анализировать данные по оценке эффективности и сравнивать фактические результаты с желаемыми целями;
  • Предпринимать действия по устранению «разрыва».